Kraniauto.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Восстановить гелевый аккумулятор бесперебойника

Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

АКБ готова к восстановлению

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Вернуться к содержанию

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Читать еще:  Дизельный звук на бензиновом двигателе

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Но в случае серьёзного повреждения пластин даже в одной из банок, аккумулятор можно выбрасывать. К покупке нового аккумулятора следует готовиться и при нарушении контакта пластин с выводами банок. Если процесс начался, то аккумулятору осталось недолго.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о восстановлении гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Восстановить гелевый аккумулятор бесперебойника

Аккумуляторы от UPS

Очень давно меня начинала интересовать тема про обыкновенные аккумуляторы, так как по работе я по ним буквально хожу как по новым так и по старым
Но не так давно пришлось мне пообщался с технарем из компании APC (эта та самая которая производит бесперебойники и аккумуляторы) пришел к выводу что производители что то недоговаривают…

И начал я немного экспериментировать с аккумуляторами
Для начала полез в инет
И все что я там нашел вразумительное это то что многие для продления срока службы аккумов просто доливали туда дистиллированной воды 2 миллилитра, некоторые умники доливали по самое горлышко, и даже все это снимают на видео, особенно меня позабавили фразы таких умников которые светят в горлышко банок аккумов говорят что там сухо…
Я ради интереса раскрывал апсолютно новые такие аакмы и что то я ни в одном из них так и не видел что там электролит плюхается так же как и в автомобильных – ну нету его там в таком количестве – НЕТУ…
Электролит в аккумуляторах от UPS как бы есть но его там как бы и нет, его количество на столько мизерное что можно сказать кот наплакал.


Но вот сами колпачки на новом аккуме были в капельках электролита

Немного предыстории: прошедшим летом у меня помер на авто аккумулятор, помер внезапно, сразу покупать новый за 4 тыс у меня желания не было, экспериментировал со старым и долгими упорными усилиями мне его все же удалось растормошить, как я это делал напишу ниже.
Итак вернемся к нашим маленьким источникам электричества:
Если я скажу что в ходе моих экспериментом ни один аккумулятор не пострадал то конечно такого быть не может, пострадали и не один и не пять, а несколько десятков старых и под 10 полностью новых…
Что я делал со старыми: Для начала я пошел по пройденному пути активных пользователей тырнета которые выкладывали все свои аля тесты на ютуб, и был слегка разочарован
Как я начал делать с самого начала
1) Заряжал аккумулятор от обыкновенной авто зарядки.
2) Снимал пластиковую крышку аккума, снимал колпачки на банках.
3) Доливал дистиллированную воду начиная 2 мл
4) Закрывал колпачки
5) Ставил на зарядку

Вывод первых экспериментов с простой дистиллированной водой показал: Да, аккумулятор способен еще *немного* пожить если в него в каждую банку вливать 2 и не более 3 миллилитров (*немного*, это понятие очень растяжимое так как все зависит от того изначального состояния в котором Вам достался аккумулятор) если был коротыш в какой либо одной из 6 банок то можно сразу выкидывать этот аакум
Так же если в процессе подзарядки аккумулятор сильно нагревается, так же ему скоро настанет писец но он еще может вам послужить (не в UPS только в них стоят какие то хитрые контроллеры которые на такие отклонения хорошо реагируют)
Если у вас после доливания дистиллированной воды при подзарядке все же нашелся такой аккум который не греется, поставьте его на циклическую разрад-заряд на 12 часов (многие старики автолюбители рекомендуют на 2 суток, типа так раньше делали перед зимой)

После этой длительной зарядки аккумулятора, отсоедините подзарядное устройство и дайте аакму постоять минут 15, после чего сделайте замеры. Если вольтметр показал не менее 12.50 то поздравлять еще рано, второй и третий и так далее замеры делайте с периодичностью в сутки
ВНИМАНИЕ: если вы налили много дистиллированной воды то напряжение будет падать (я голову сломал по этому вопросу когда то) придется доливать электролит о чем чуть ниже.
Не забываем что в нормальных аккумуляторах которые стоят в автомобилях уровень кислоты замеряется ореометром и этот уровень должен составлять 1.27 – 1.29 а в особо морозной местности даже иногда 1.4
Лично я очень много даже нормальных аккумов убил именно тогда когда пытался вычислить количество доливаемой дистиллированной воды, повторяю не более 3 миллилитров.
Если вы нальете больше дистиллированной воды (3 мл это кстати так же уже очень много, лучше не более 2)то аккум впринципе еще поживет немного
Кстати забыл указать еще на один дефект в аккумах это немного вздувшиеся банки – такие кандидаты так же в очереди на помойку но они способны еще немного поработать

Читать еще:  Как настроить беспроводную зарядку

Вторая часть экспериментов мне до сих пор не дает покоя

Я не стал извращаться с дистиллированной водой а пошел дальше, начал доливать самый настоящий кислотный электролит который специально продается в любых автомагазинах.

Для начала я начал доливать частично в разных пропорциях дистиллированную воду и электролит, ну допустим 2 мл воды и 2 мл электролита, результат был немного лучше чем просто с водой
Далее я начал учитывать всевозможные пропорции и чем больше электролита тем результат был лучше.
Один из предпоследних экспериментов показал что если у вас как бы старенький аккум и вы хотите продлить ему жизнь то залить 1 мл дистиллированной воды, зарядить, долить кубиков 9 электролита, и это самый лучший вариант для аккума который вы планируете использовать где угодно но не в UPS
ВНИМАНИЕ: до горлышка доливать не нужно, при зарядке электролит может немного выливаться, примерно не более 1 кубика выливается если доливать изначально более 10

Так же обратил внимание на то что в аккумуляторы одной и той же фирмы входит разное количество электролита например SVEN
в один аакум этой фирмы залит 12 кубиков а в другой всего по 8
На мой взгляд и одного кубика воды на 9 электролита многовато, лучше 0.5 и 9.5 (первым заливать воду и желательно поставить на короткую зарядку в пол часа а после этой недозарядки уже долить электролита)
ВНИМАНИЕ: сначало воду а потом электролит после недозарядки, если ливанете электролит в старый аккум и поставите на зарядку то это будет кандидат на вылет — дистилированная в старых аккумах обязательна

В данный момент я полностью пытаюсь отказаться от дистиллированной воды (эксперементирую с новыми аккумами) пытаюсь найти золотую середину самого этого электролита, а именно какое же его количество вдействительности ДОЛЖНО БЫТЬ А НЕ ЕСТЬ (производители изначально закладывают срок службы этих аккумов и это факт который я сам себе доказал)
В настоящее время взял 2 новых аккума и залил туда по 10 кубиков электролита 1.27 после десятка успешных тестов по зарядке и разрядке аккумы чувствуют себя превосходно
Заметил интересный факт: в пять банок заливаю по 10 кубиков и уже видно как этот электролит там булькает а в шестую банку надо залить 12.5, и это при чем уже на нескольких апсолютно новых аккумах (даже и не знаю как такое возможно, но банки разные)

Разряжаю обыкновенным автомобильным старым стартером – крутится за милу душу

Знаю одно что аккум заряженный электролитом протянет гораздо больше цыклов полного разряда чем обыкновенный стандартный из магазина

Кстати заметил так же интересный факт: заряженные аккумы и пролежавшие на морозе всю ночь при минус 15 показывают хоть немного силу тока до 10 ампер, стандартные аккумы в которые ни чего не добавлялось показывают по амперам чистый НОЛЬ

Ну и под конец про автомобильные аккумуляторы
Для его восстановления надо
1) зарядить аккумулятор
2) открутить крышки на банках
3) Слить электролит
4) Залить дистиллированную воду
5) Зарядить
6) Слить дистиллированную воду
7) Залить новую воду
8) зарядить
9) Проверить ореометром, должно быть не более 1.1 если больше то повторить пункты 4-8
10) залить обыкновенный электролит
Примерно в 60% случаев Ваш аккум будет жить еще долго и счастливо

Для себя сделал вывод:
В схроне нужно иметь небольшую заначку электролита — цена вопроса 200 рублей за 10 литров

Восстановить гелевый аккумулятор бесперебойника

9zip.ru Радиотехника, электроника и схемы своими руками Восстановление аккумуляторов от UPS

Вероятно, у многих найдутся блоки бесперебойного питания (UPS), которые не работают по причине «убитого» аккумулятора. Ввиду определённых причин, аккумуляторы в бесперебойниках работают не так долго, как могут при правильных условиях эксплуатации.

Выбрасывать такие аккумуляторы нельзя, потому что они содержат свинец, который является тяжёлым металлом. Приобретение нового аккумулятора для UPSа часто нецелесообразно, потому что стоимость аккумулятора чуть меньше стоимости нового, более мощного бесперебойника.

Читать еще:  Как наносить кислотный грунт на авто

Такой аккумулятор можно попытаться восстановить. Так как гелевые кислотно-свинцовые аккумуляторы являются необслуживаемыми, то нет никаких гарантий того, что восстановление будет успешным. Тем не менее, вероятность удачи высока и лучше попробовать восстановить аккумулятор, чем он будет лежать несколько лет и в итоге окажется на свалке.


Итак, имеем гелевый кислотно-свинцовый аккумулятор. Напряжение — ноль вольт, зарядный ток — ноль ампер. Поддеваем отвёрткой пластмассовую крышку и аккуратно снимаем. В нескольких местах она приклеена клеем. Под крышкой находятся резиновые колпачки, их назначение — стравливать образующиеся при работе аккумулятора газы.


Снимаем колпачки и доливаем в каждую банку 3мл дистиллированной воды. Водопроводную и кипячёную воду использовать нельзя. Дистиллированную воду можно найти в аптеке, автозапчастях или получить на дистилляторе. Некоторые используют талую воду от снега.

После долития воды аккумулятор нужно поставить на зарядку, подключив к регулируемому блоку питания. Изначально, зарядного тока может не быть вообще. Нужно повышать напряжение, чтобы получить зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Со временем ток будет расти, при этом напряжение на блоке питания нужно постепенно уменьшать. Когда ток заряда дойдёт до 100мА, напряжение уменьшать не нужно, а нужно дождаться, когда ток вырастет до 200мА. После этого аккумулятор нужно отключить и оставить на 12 часов. После этого времени аккумулятор нужно снова поставить на зарядку. Зарядный ток при этом возрастёт, поэтому нужно понизить напряжение блока питания до такого значения, чтобы ток заряда был равен 600мА (для аккумулятора ёмкостью 7Ач). Следя за током, заряжать нужно в течение 4 часов.


После этого следует разрядить аккумулятор до 11В, подключив нагрузку — например, лампочку на 15Вт. После того, как аккумулятор разрядился, необходимо повторить заряд с током 600мА. Можно проделать несколько циклов заряд-разряд.

После восстановления аккумулятор можно эксплуатировать в штатном режиме. Ёмкость аккумулятора, скорее всего, окажется меньше, он будет быстрее разряжаться, но, тем не менее, он будет работать.

Восстановление для аккумулятора — экстремальный режим, на который аккумулятор не расчитан, поэтому необходимо внимательно следить за процессом, не подвергать аккумулятор длительному воздействию повышенного напряжения и тока.

Как правильно заряжать аккумулятор

После того, как аккумулятор восстановлен, его можно заряжать обычным для данного типа аккумуляторов способом, который в самом простейшем случае может выглядеть так: аккумулятор подключается к стабилизированному источнику напряжения 14.5В. В разрыв цепи устанавливается проволочный переменный резистор соответствующей мощности, которым устанавливается нужный ток. Вместо переменного резистора можно установить стабилизатор тока. Величина тока берётся, как ёмкость аккумулятора делённая на 10. Например, при ёмкости 7Ач зарядный ток должен составлять 700мА. После включения блока питания переменным резистором (или стабилизатором) необходимо выставить этот ток. Во время зарядки напряжение остаётся неизменным!

По мере зарядки ток начнёт падать, поэтому необходимо следить за показаниями амперметра и уменьшать сопротивление переменного резистора, чтобы поддерживать заданный ток. В какой-то момент сопротивление резистора окажется нулевым, в таком режиме можно прекратить слежение: ток будет постепенно уменьшаться и увеличить его уже не будет возможности, т.к. напряжение постоянно — 14.5В. Когда значение протекающего тока станет почти нулевым — аккумулятор заряжен.

Следует напомнить, что кислотные свинцовые аккумуляторы нельзя разряжать до напряжения ниже 11 вольт.

UP 16.06.2012
Иногда случается, что восстановленный аккумулятор работает неудовлетворительно: его ёмкость оказывается слишком низкой и он держит заряд под нагрузкой буквально несколько дней (в то время, как другие работают под такой нагрузкой неделями). В чём же может быть причина — неужели ресурс данных необслуживаемых аккумуляторов настолько мал?

Для проверки, в чём же дело, мы разобрали такой аккумулятор.


Состояние пластин и материала, пропитанного электролитом, не вызывает никаких нареканий. Нет и малейших следов сульфатации, а замыкание пластин тем более невозможно в виду высокой плотности материала между ними. Что же вызывает необратимую потерю ёмкости аккумулятора?


Дело в «отгнивании» пластин. Место, в котором пластина соединяется с выводом банки как будто нарочно делается тонким. В результате именно там происходит электрохимическое разрушение свинца и разрушение контакта. По этой причине при восстановлении и зарядке таких аккумуляторов отдельные банки нагреваются, а ток заряда может неожиданно прыгать.

Если бы этот узел имел большее сечение, ресурс герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов был бы в разы большим, но, вероятно, производителям это не выгодно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector