Kraniauto.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где находится термостат в автомобиле

Устройство и работа термостата, признаки неисправности

Многим водителям и людям, очень далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), наверняка, знакома картина, ярко растиражированная кинорежиссерами, когда из-под капота автомобиля поднимаются густые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события зачастую бывает незаметная, но очень важная деталь системы охлаждения – термостат.

Примерно так выглядят все автомобильные термостаты

Именно термостат должен автоматически перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при разной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам системы охлаждения: большому – через радиатор, и малому – минуя его. Если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по большому контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится.

Если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что позволяет двигателю быстрее нагреться. В холодное время года неправильно работающий термостат полностью парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть невозможно. Термостат есть у большинства автомобильных двигателей, использующих жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских или японских автомобилей.

Принцип работы термостата

Основным узлом термостата является механический клапан: он приводится в действие довольно простым и точным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный искусственный воск, который при расплавлении увеличивается в объеме и сжимает резиновую камеру, выталкивающую металлический хромированный шток, который и приводит в действие клапаны. В этом и заключается принцип работы термостата.

Так работает термостат

При нарушении целостности данного механизма воск вытекает вследствие использования некачественного антифриза (тосола) или коррозии и увеличивается сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, постепенно и неумолимо превращая жизнь водителя в ад.

Устройство термостата

Термостат представляет собой клапан, иногда помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным особенностям устройство термостатов бывает корпусным и бескорпусным.

Корпусный термостат с двумя выводами

1.Корпусный термостат

Как видно на рисунке, одним из видов термостатов является устройство, заключенное в корпус и, как правило, имеющее не менее двух выводов. Исключением являются устройства с корпусным устройством, которые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни или алюминия.

Два вывода, находящихся рядом, обычно называют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, позволяя циркулировать внутри мотора и радиатора печки. Это делает возможным быстрый прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат открывается полностью. На автомобилях отечественного производства довольно часто встречается температура полного открытия термостата 80-85 градусов. Как правило, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия невозможна, но в профессиональных автомастерских могут оказать такую услугу.

2.Бескорпусный термостат

А так выглядит бескорпусный термостат

Бескорпусный термостат устанавливается непосредственно в блоки двигателей, в специально предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, означает температуру его полного открытия.

В последнее время для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более высоких температурах, позволяя мотору лучше прогреваться и работать в повышенном диапазоне температур. Смысл нововведения состоит в следующем: на старых авто печка и радиатор засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – в летнее время позволят автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совершенно не нужна эта подмена с разными температурами.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как проверить

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Читать еще:  Жесткость кузова лада веста

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы прибора подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

Видео: Термостат- проверка и принцип работы.

Признаки неисправности прибора

Явными признаками неисправности термостата являются:

  • долгий прогрев двигателя до рабочей температуры, а также быстрый его перегрев;
  • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже обычного и подымается при остановке автомобиля;
  • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это означает, что термостат все время открыт;
  • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным даже при прогретом моторе

Замена термостата и его проверка

by admin · Май 19, 2014

В автомобиле с двигателем внутреннего сгорания система охлаждения настроена таким образом, чтобы поддерживалась определенная рабочая температура двигателя. Обычно она равна 90?С. Чтобы не происходило перегрева и, в то же время, чтобы автомобиль быстро прогревался, в системе охлаждения существуют два круга движения охлаждающей жидкости — большой и малый круг. Когда автомобиль еще не прогрелся, антифриз движется по малому кругу, минуя радиатор, чтобы не происходило его охлаждения. При достижении жидкости определенной температуры срабатывает клапан, который открывает большой круг и жидкость проходит через радиатор охлаждения. Этот клапан называется термостат. Термостаты на разных автомобилях могу отличаться габаритными размерами и температурой срабатывания, в остальном принцип их действия одинаков.

Термостат состоит из корпуса, мембранного клапана, пружины внутри которой цилиндр с приводным механизмом, отверстия для стравливания воздуха при заполнении системы охлаждения. Когда автомобиль холодный пружина разжата и клапан закрыт. При достижении определенной температуры приводной механизм сжимает пружину и клапан открывается позволяя пойти жидкости по большому кругу. Приводной механизм работает на основе теплового расширения материалов. Внутри находится вещество с большим коэффициентом теплового расширения. При нагревании вещество расширяясь приводит к сжатию пружины и открытию клапана.

С виду, простое устройство играет очень большую роль в правильной работе двигателя. Его неисправность приводит к перегреву двигателя, машина «закипает», к недогреву в холодное время года.

Когда термостат заклинивает в закрытом положении, антифриз постоянно циркулирует по малому кругу не проходя через радиатор и не остывает — это приводит к перегреву двигателя. При перегреве двигателя большая вероятность механического повреждения частей двигателя: ведет головку блока цилиндров, появляются трещины в блоке или голове, выдавливает прокладки и пр. Работа двигателя с такими повреждениями неминуемо приведет к дорогостоящему ремонту. Поэтому, если вы заметили, что температура двигателя выше положенной — необходимо съехать на обочину дороги, дать автомобилю остыть. Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Если с уровнем все в порядке, вентиляторы работали исправно при перегреве, скорее всего термостат пришел в негодность. Необходимо отправиться в гараж или сервис для замены термостата. При этом обязательно пристально следить за температурой двигателя, чтобы не допускать перегрева, лучше лишний раз остановиться и дать остыть автомобилю, чем потом ремонтировать двигатель.

Когда термостат заклинивает в открытом положении, тосол циркулирует по большому кругу и двигатель или очень долго прогревается, или не прогревается до нормальной рабочей температуры вовсе. Недогрев двигателя, обычно, выявляется в холодное время года, когда печка дует холодным воздухом. Холодный воздух из печки не единственная проблема при недогреве двигателя. В такой ситуации значительно увеличивается расход топлива, уменьшается приемистость двигателя, повышается износ деталей.

Поэтому за работоспособностью термостата необходимо следить внимательно. При проявлении вышеописанных ситуация обязательно необходимо проверить работоспособность термостата. Менять термостат лучше не реже одного раза в два года, лучше это делать, когда пришло время заменить антифриз.

Причиной выхода из стоя термостата может служить коррозия металлических частей устройства вследствие использования некачественной охлаждающей жидкости или очень большого срока службы. Повреждение прокладки термостата может так же послужить поводом для замены. Да, и брак никто не отменял…

Читать еще:  Длина кузова газели грузовой стандарт

Есть несколько способов проверить правильность работы термостата.

На автомобиле не снимая. Необходимо завести автомобиль и дать прогреться до рабочей температуры. Затем заглушить двигатель, открыть капот, найти патрубки по которым идет охлаждающая жидкость — обычно это толстые трубки, которые идут от двигателя к радиатору в верхней и нежней его части. Далее необходимо аккуратно потрогать оба этих патрубка. Делать это стоит крайне осторожно чтобы не обжечься т.к. температура их может быть порядка 90 градусов. Если патрубки имеет одинаковую температуру — ваш термостат работает исправно. Если же верхний патрубок значительно горячее нижнего, велика вероятность выхода из строя термостата и его лучше заменить.

Второй способ потребует непосредственной работы с термостатом, поэтому необходимо снять термостат с двигателя. Для проверки потребуется емкость с водой. Воду необходимо будет нагреть, чем нагревать воду каждый решает для себя. Можно даже кипятильником, никаких электрических частей в термостате нет, поэтому ему это не навредит. Термостат необходимо поместить в емкость с водой и нагреть до начала кипения. Т.к. необходимо проверить работоспособность устройства, а не то при какой температуре он срабатывает, поэтому градусник не понадобится. В нагретой воде термостат должен открыться и по мере остывания закрыться без каких-либо зависаний. Если все прошло гладко — ваш термостат рабочий, если же открытие или закрытие сопровождается зависанием или же не происходит вовсе — термостат на замену.

Замена термостата это уже проведение сервисной работы, поэтому, если в не умеете или не любите ковыряться в своем автомобиле — предоставьте это дело специалистам в сервисе. Если же решили все сделать самостоятельно, то понадобится сам термостат который подойдет для вашего автомобиля, пара литров охлаждающей жидкости (тосол или антифриз, которые залиты в систему охлаждения), набор ключей, отвертки, перчатки, тряпочки и пр… Обязательно необходимо приобрести термостат с прокладкой, если она предусмотрена конструкцией, если не предусмотрена потребуется хороший герметик.

Перед заменой необходимо дать остыть двигателю, чтобы не обжечься.

Открыть крышку радиатора, чтобы стравить давление в системе.
Закрыть крышку.

Найти где находится термостат. Обычно от корпуса, где стоит термостат идет толстый патрубок к радиатору. Термостат может находиться в корпусе на самом двигателе или же в выносном отдельном корпусе, на разных машинах по разному.
Снять патрубок с корпуса. Польется охлаждающая жидкость. Для этого мы и запасались ей чтобы долить до необходимого уровня после замены. Лучше всего совместить замену термостата с заменой антифриза, чтобы не тратить на доливку денег.
Открутить болты и снять крышку корпуса или разобрать корпус. После этого появится доступ к самому термостату.
Старый термостат вытащить.

Очистить от грязи и протереть посадочное место.
Установить в посадочное место термостат. При установке обязательно необходимо убедиться в том, что клапан стравливания воздуха оказался сверху, иначе термостат поставили неправильно. Если у вас нет прокладки необходимо смазать герметиком посадочный поясок термостата и крышку корпуса.
Прикрутить крышку обратно или собрать весь корпус.

Одеть патрубок.
Долить охлаждающей жидкости в радиатор и расширительный бачок.

Теперь необходимо завести двигатель, включить печку на самое горячее деление, а вентилятор печки на минимальное значение. Прогреть двигатель. При прогреве воздух, который остался в системе, должен выйти. После прогрева необходимо проверить уровень еще раз и при необходимости долить.

Кстати, температура срабатывания указана на самом термостате. Если в вашей системе охлаждения все в порядке и вам все равно холодно зимой, попробуйте поставить термостат погорячей, например вместо 82 градусов на 88 градусов. Автомобиль будет греться лучше, антифриз будет циркулировать более горячий. Только летом надо следить за температурой, чтобы не перегревался автомобиль.

Замена термостата на различных автомобилях:
[Not a valid template]
[Not a valid template]

Авто термостат. Как работает и неисправности

Что это такое?

Термостат — автоматический регулятор температуры антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев мотора и поддерживает нужный тепловой режим работы.

По сути это клапан с термочувствительным элементом внутри, который блокирует поток охлаждающей жидкости через радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда мотор холодный, через термостат и радиатор машины не проходит тосол. Когда двигатель достигнет оптимальной температуры 75-90 o C — термостат открывается. Он позволяет мотору быстрее прогреться, тем самым уменьшая его износ и вредные выхлопы.

Читать еще:  Аккумулятор для сименс а50

Когда антифриз разогреются больше 75 градусов, то в термостате начинает потихоньку открываться специальный клапан. Полное открытие будет при температуре примерно 90-95 o C. В интервале 75-90 o C клапан термостата регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Он отводит её в верхний бак радиатора и водяной насос. Тем самым поддерживает оптимальный температурный режим мотора.

На современных машинах применяют одноклапанные термостаты с твердым наполнителем из так называемого церезина (углеводородного технического воска). При нагревании данный воск расширяется и давит на основной клапан. Тем самым открывается пропускание антифриза через устройство. Термостат состоит из:

  • корпуса (изготавливают из меди, латуни);
  • медного баллона внутри с заполненной активной массой и термочувствительным элементом;
  • двух входных (малого и большого круга) и одного выходного патрубка;
  • основного и перепускного клапана малого круга.

Какие бывают неисправности?

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. В этом случае его меняют на новый. Когда открывается, но не до конца, мотор перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины. В любом случае меняем на новый в ближайшее время.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а зимой — не прогреется совсем. С исправной системой охлаждения при температуре около нуля градусов мотор прогревается до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия — температура не будет подниматься выше 70 o C. Летом это не доставит особых хлопот, а зимой печка не будет работать.

Как определить, работает или нет?

Обычно термостат выходит из строя постепенно. Если летом неисправность трудно заметить, то зимой это сказывается в длительном прогреве машины. Когда раньше автомобиль грелся быстро и в салоне было тепло — то всё в порядке. Если зимой стало не очень комфортно, стрелка указателя температуры долго не выходит на рабочий диапазон (от 75 до 95 o C) — значит проблемы с системой охлаждения. Расскажем какие есть способы проверки работы термостата.

Нужно прогреть двигатель, чтобы температура немного не доходила до красной зоны на датчике приборной панели. Затем выключить зажигание, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, выглядит как верхний. Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, т.к. они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат меняем на новый.

Видео — проверка работы

Принцип работы термостата – на страже эффективного охлаждения

Почему стоит обсудить принцип работы термостата в автомобиле? Потому что у всех машин, температура двигателя которых корректируется посредством спецжидкости, имеется этот небольшой, но очень важный элемент системы охлаждения. И в этой статье мы разберёмся с принципом работы, основными типами и различиями применяемых моделей.

Как работает термостат в автомобиле – основные функции

Когда вы заводите двигатель, в начальный момент он находится в холодном состоянии. Благодаря термостату, охлаждающие жидкости (тосол или антифриз) сначала проходят по малому циклу охлаждения, циркулируя в таком состоянии до рабочей температуры силового агрегата, а именно, пока он не достигает 95 градусов по Цельсию. Делается это для того, чтобы уменьшить время разогрева мотора до этой отметки, также снижается его износ, и вредные выхлопы держатся на минимальном уровне.

Функция термостата, которая выполняется им в автомобиле, заключается в блокировании подачи охлаждающей жидкости по большому кругу охлаждения. Это устройство обеспечивает перекрытие клапана протекания антифриза через радиатор авто, отчего состав двигается по малому циклу, то есть только через двигатель. Учитывая принцип работы, производители автомобилей чаще всего ставят термостат между мотором и радиатором, но иногда могут быть исключения, всё зависит от типа силового агрегата и устройства охлаждающей системы.

Термостат в момент нагрева двигателя до критической отметки открывает путь тосола в радиатор, чтобы обеспечить более эффективное охлаждение.

Принцип работы термостата в автомобиле – особенности разных моделей

Термостат автомобиля работает, как реле, и принцип работы переключателя циклов охлаждения кроется во внутреннем элементе, который исполнен в форме небольшого цилиндра. В нём находится специально изготовленный искусственный воск, его плавление начинается при температуре 82 градуса, вследствие этого обеспечивается расширение, достаточное для того, чтобы вытолкнуть из цилиндра штырек. Движение же его возможно из-за щели (капилляра), через которую на штырь попадает избыток давления из цилиндра.

После этого момента и открывается доступ охлаждающей жидкости к радиатору, иначе говоря, к большому кругу охлаждения. Такую функцию выполняет капиллярный термостат, принцип работы которого основан, как мы видим, на элементарной физике. В двухступенчатых моделях используется два клапана, второй работает в качестве усилителя первого, это сделано для систем с повышенным давлением, чтобы затвор мог перекрывать трубки под более сильным напором. В двухклапанных системах стоят два зависимых друг от друга заслона, один обеспечивает проход жидкости по малому кругу, второй – по большому.

Принцип связи между ними организован таким образом: когда первый открыт, второй закрыт, и наоборот. В термостатах, управляемых электронно, используется тот же одноклапанный принцип, за одним только исключением – в качестве элемента терморегулировки применяется температурный резистор. Контроль обеспечивается нагревом этого элемента, после критической отметки на блок управления поступает соответствующий сигнал для открытия заслонки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector