Kraniauto.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если остановил сотрудник дпс 2020

Что делать если остановил сотрудник дпс 2020

Информируем, что согласно Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) поводами для остановки Вашего автомобиля и её причинами могут служить следующие пункты, их всего 14.

1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
2. ориентировки на водителя или пассажиров,
3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
4. опрос водителя или пассажиров,
5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
7. ограничение движения на данном участке дороги,
8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом — сотрудник ГИБДД может остановить автомобиль рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки. При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю. Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте. При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.

При наличии на то оснований, сотрудник ДПС также имеет право произвести осмотр или досмотр транспортного средства.
Несмотря на созвучность названий, фактически досмотр и осмотр ТС абсолютно разные процедуры, но водители часто не придают этому особого значения. Что такое осмотр и досмотр транспортного средства, какое между ними отличие, какие основания у сотрудника ГИБДД могут быть для их проведения, кто и при каких условиях может проводить эти процедуры и что делать, если инспектор ГИБДД просит продемонстрировать что-либо в машине?

Прежде всего, чтобы понять, в чем разница осмотра и досмотра автомобиля, необходимо привести пример ситуации, которая может возникнуть абсолютно с любым водителем при управлении транспортным средством.

Инспектор ДПС тормозит проезжающий автомобиль для рядовой проверки документов: водительского удостоверения, страховки, свидетельства о регистрации ТС. К таким действиям сотрудника ДПС скорее всего готов каждый водитель. Но как поступить, если вдруг сотрудник ДПС попросил открыть бардачок или багажник. Что предпринять, если сотрудники говорят, что им нужно осмотреть капот? Водитель не обязан выполнять все просьбы инспектора ДПС, в том числе демонстрировать свои вещи и все открывать по его просьбе, причем неважно, где он остановил ТС для проверки – в городе, на трассе или на проселочной дороге.

Инспектор без должного оформления не вправе требовать показать, что находится в багажнике или бардачке, а также открывать двери салона автомобиля, но вот капот водителю необходимо поднять без каких-либо препятствий, чтобы сотрудник ГИБДД мог сверить номер, указанный в свидетельстве транспортного средства, и номер на кузове. Во всех остальных случаях сотрудник ГИБДД делает попытки осуществить досмотр. А у этой процедуры свои особенности проведения. И чтобы понять, чем отличается осмотр от досмотра ТС, нужно детальней разобрать обе процедуры.

Осмотр автомобиля – это только визуальное (внешнее) исследование автомобиля, т.е. инспектор ГИБДД может осмотреть видимые части ТС для проведения сверки номера или регистрации авто. В случае простого осмотра водитель может предложить заглянуть в машину через боковые стекла дверей, чтобы сотруднику осмотреть внутреннее содержимое. Но тот не должен ничего трогать руками и просить выйти из машины водителя или что-либо показать. Водитель может сидеть в автомобиле и не препятствовать его осмотру даже в тот момент, когда необходимо открыть капот. При сверке номеров в документах и под капотом, если номер кузова грязный, просить отмыть его водителя ТС также незаконно. В рассматриваемом примере сотрудник просил показать содержимое машины, точнее, багажника и бардачка. Если появились такие требования от инспектора ГИБДД, то в данной ситуации необходимо смело требовать оформить протокол, позвать для проведения данной процедуры двух понятых или просить все записывать на средство видеофиксации.

Если же сотрудник ДПС начнет утверждать, что это никакой не досмотр, а обычный осмотр – не стоит его слушать, он говорит неправду. Из вышеописанного становится понятно, что отличия осмотра от досмотра весьма существенны. Однако при отказе водителя от осмотра по каким-либо причинам, инспектор ДПС вправе в дальнейшем провести полный досмотр, не забывая про правила его проведения со всем необходимым оформлением документов. Водителю же главное запомнить: при просьбах сотрудника ГИБДД показать содержимое остановленного автомобиля – это не осмотр, а досмотр.

Досмотр автомобиля – это вид проверки, при котором детально исследуется содержимое автомобиля. При его проведении составляется протокол и должно присутствовать не менее двух незаинтересованных понятых (обязательно совершеннолетних). Однако законом предусмотрена и другая ситуация, когда инспектор при проведении досмотра ТС, должен фиксировать на видео все свои действия, но при этом досмотр автомобиля может проводиться только в присутствии владельца.

Инспектор ГИБДД не должен ничего трогать руками, но при его просьбе владелец автомобиля должен открыть и бардачок, и багажник, или даже отодвинуть какую-нибудь вещь. В противном случае сотрудник производит обыск, а разрешение на него может дать только суд. Когда появится понимание, чем отличается осмотр от досмотра автомобиля, можно оценивать правомерность действий инспекторов ДПС.

Основания для осмотра и досмотра ТС

У сотрудника ГИБДД должны быть определенные основания для проведения осмотра и досмотра ТС.

Для осмотра:
•Ориентировка на остановленный автомобиль.
•Груз не соответствует заявленному в документах.
•Сверка кузовного номера остановленного автомобиля и номера в СТС.
•Эксплуатация ТС запрещена из-за какой-либо поломки.

Для досмотра:
•Административное нарушение со стороны водителя, управляющего автомобилем.
•Информация о подозрении на перевозку запрещенных вещей – боевого оружия, наркотиков и прочего.

Осмотр производят в присутствии лица, управляющего ТС, или человека, сопровождающего перевозимый груз. При этой процедуре не должна быть нарушена целостность конструкции досматриваемого автомобиля.

Как стало понятно, у осмотра и досмотра автомобиля есть заметная разница, и каждому водителю стоит ее знать. Водители должны пользоваться своими правами. Недобросовестные сотрудники могут хитрить и пытаться выдать процедуру досмотра за осмотр и проводить ее несоответствующим образом. Что ещё следует знать? Кроме досмотра и осмотра есть ещё одна процедура, именуемая обыском. Она значительно отличается от вышеупомянутых манипуляций сотрудника ГИБДД. Обыск уже более серьезная проверка, дать разрешение на которую может только суд. Если инспектор сам пытается что-то найти в автомобиле, открывает багажник в автомобиле, то это уже никакой не осмотр и досмотр, а обыск.

Что делать, если происходит попытка досмотра без понятых?

Конечно же, не стоит идти на поводу у слишком хитрых госслужащих. Обезопасить себя от неправомерных действий можно, требуя призвать понятых. Если инспектор отвечает отказом, то можно также отказать в досмотре. Если правила не соблюдены со стороны сотрудника ДПС, например, начал досмотр без протокола или привлечения понятых, то на него должно быть наложено наказание, т.к. он превысил свои должностные полномочия. Стоит сразу же обратиться по телефону 02. Самим же препятствовать в этой ситуации не рекомендуется. Лучше привлечь свидетелей для дальнейшей дачи показаний и начать видеосъёмку всех действий сотрудника ГИБДД. Для подачи заявления с жалобой в прокуратуру и суд на неправомерные действия инспектора ДПС после сложившейся ситуации будет всего 10 дней.

Читать еще:  Замена охлаждающей жидкости в двигателе

Что делать, если инспектор ДПС остановил автомобиль, но долго не подходит?

Немало владельцев автомобилей становились свидетелями такой ситуации, что инспекторами ГИБДД останавливаются практически все проезжающие автомобили, после чего их водителям приходится долго ожидать, пока один из них подойдет к автомобилю для проверки документов.

Чаще всего такое развитие событий имеет место при проведении каких-либо рейдов или специальных операций. Как стоит действовать водителю при попадании в такую ситуацию?

Действия согласно ПДД. По информации, указанной в действующей редакции ПДД, водитель транспортного средства обязан произвести остановку по требованию сотрудника ГАИ в месте, им указанном, но с соблюдением правил.

Сотрудники ГИБДД же, должны в своих действиях полностью отвечать новой редакции Административного регламента, согласно приказу МВД России от 23.08.17 №664 (с поправками от 27.12.2017). В его тексте, а именно в пункте 89, содержится четкое указание для сотрудника ГИБДД «без промедления подойти к водителю». Именно поэтому у водителя, которого таким образом задерживают более, чем на пять минут, часто возникает желание завести мотор и уехать.

Но в этом случае сотрудник полиции имеет полное право догнать автомобиль, после чего для водителя может последовать наказание согласно ст. 19.3 КоАП, предусматривающей взятие под административный арест на 15 суток. Хотя вполне достаточно было бы и ст. 12.25.2 КоАП, согласно которой, на водителя налагается штраф в размере от 500 до 800 рублей, за невыполнение требования сотрудника ГИБДД о немедленной остановке транспортного средства.

Как поступить водителю? Вне зависимости от причины такой задержки, немедленно уезжать не стоит. Работник ГАИ, на самом деле, может немного задержаться во время проверки документов у водителей других транспортных средств. Если же он, к примеру, просто курит во время общения с коллегой, стоит направить на него камеру видеорегистратора. Если он отсутствует, можно смело включить камеру на телефоне и подождать около 5 минут. В случае, когда на протяжении этого времени сотрудник ГАИ так и не подошел, водитель вынужден будет выйти из автомобиля, и с включенной камерой попросить у него объяснить сложившуюся ситуацию.

Если это не возымело действия, стоит сразу же набирать номер дежурной части, либо, что будет более оптимальным вариантом, службы собственной безопасности, или горячей линии телефона доверия, номер которой указывается на каждом патрульном автомобиле. Дозвонившись, необходимо как можно более подробно описать ситуацию, рассказав, где конкретно был остановлен автомобиль, номер автомобиля ГИБДД и звание сотрудника. Если же прошло уже достаточно большое количество времени, то следует поставить сотрудников ДПС перед фактом, что вы куда-то торопитесь и необходимо срочно уехать. Такие же действия будут уместными при нарушении регламента, когда сотрудник ГАИ увлекся проверкой документов других водителей, забыв о вас.

Итог. При остановке транспортного средства, согласно закону, инспектор должен без промедления подойти к водителю для выполнения проверки документов. Если же он не подходит хотя бы на протяжении 2-3 минут, это уже является прямым нарушением ст. 89 приказа МВД № 664, о чем следует сообщать на телефон горячей линии.

После того, как данный звонок был совершен, с возможной фиксацией на видеорегистратор, по прохождении 5 минут водитель имеет полное право покинуть место остановки. В случае предъявления инспектором ст. 19.4 КоАП, с намерением составления протокола, следует указать на имевшее место с его стороны нарушение вышеуказанной статьи приказа МВД, о котором будет сказано в составляемом протоколе.

Останавливает вас ГИБДД — вот что стоит возить с собой при эпидемии

У меня нет вируса, что же мне — дома сидеть? Что будет, если накашлять на инспектора? А если у меня есть справка, что мне нужно ездить? — у водителей куча вопросов о том, можно или нет сегодня быть за рулем. У власти не всегда есть ответы. Но они есть у «За рулем».

Режим то ли карантина, то ли самоограничения распространяется по России быстрее вируса. Если у вас еще нет понимания, что можно, а что нельзя в новых условиях, то Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора», внесет ясность.

1. Чем карантин отличается от самоизоляции?

Разницу обозначить трудно, ведь понятие «карантин» в законодательстве есть, а вот термин «самоизоляция» присутствует только в Указе мэра Москвы.

Под карантином, в соответствии со ст. 1 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», понимаются ограничительные мероприятия — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Однако в настоящее время никакого карантина (по смыслу, придаваемому данному понятию законом), не введено — существует лишь Указ № 34-УМ Мэра Москвы от 29 марта 2020 г. «О введении режима повышенной готовности», пункт 9.3 которого и обязывает всех горожан не покидать жилища без веских на то оснований (посещение магазинов, получение медицинской помощи, работа и т. п.).

2. Допустим, я еду один — просто катаюсь по городу, из машины не выхожу. К чему могут докопаться полицейские?

1 апреля (и это не шутка) Московской городской Думой приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях города Москвы, которыми предусматривается наказание для нарушивших режим «самоизоляции» (подчеркну: не введенный в действие и не существующий в законах!) граждан в размере четырех тысяч рублей, а при совершении данного нарушения «с использованием транспортного средства» (опять непонятно — как можно нарушить режим «самоизоляции» при помощи автомобиля — только если выехать из квартиры непосредственно на нем), штраф будет пять тысяч рублей, а автомобиль будет задержан и помещен на штрафстоянку.

К слову, забрать его до окончания «режима повышенной готовности» тоже не получится (по этому кодексу), поскольку для этого потребуется выйти из дома и снова нарушить запрет, а при выезде со штрафстоянки автомобиль снова смогут задержать опять же за передвижение на нем.

Поэтому я бы рекомендовал ограничить передвижения по городу — во избежание необоснованных претензий со стороны полиции. Я знаю, как работает наша судебная система. Сомневаюсь, что судью легко удастся убедить в том, что магазин в трех километрах от дома был нужен вам в определенный момент больше, чем другой, через дорогу.

Сегодня эта мера касается только Москвы. Но учитывая, как быстро регионы «подтянулись» по цепочке за режимом самоизоляции, не исключаю для них аналогичного сценария.

3. Ужесточили наказание за нарушение карантина. Но я не на карантине, я на самоизоляции. За какие «заслуги» меня могут оштрафовать или даже отправить в тюрьму?

Меры направлены, в первую очередь, на тех людей, которые находятся именно в карантине. На днях вышло новое Постановление главного санитарного врача РФ, в котором глав субъектов призвали ужесточить контроль над этой категорией граждан. К ней относятся лица, прибывшие из стран-очагов инфекции и больные коронавирусом. Таких людей предписано либо посадить на домашний карантин, либо изолировать в медицинском учреждении. Но это касается тех граждан, кто потенциально мог стать носителем инфекции.

Читать еще:  Иж ода после замены кпп на ваз

4. Специально кашлял в сторону инспекторов, чтобы от меня отстали, — это считается за провокацию? Что мне за это будет?

Прямого наказания за это нет, но, зная находчивость наших полицейских, несложно предположить, что они могут попытаться привлечь водителя за посягательство на жизнь или здоровье сотрудника правоохранительных органов. А это уже нарушение статьи 317 УК РФ, которое карается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (поскольку в России действует мораторий на смертную казнь, она заменяется пожизненным лишением свободы. — Прим. ред.). Ведь посягательство на жизнь и здоровье инспектора ГИБДД может выражаться не только в попытке выстрелить в него из пистолета. Теоретически любой из нас может являться носителем вируса, так что если вы специально кашляете на сотрудника ДПС, это можно расценить как попытку его заразить.

5. Продезинфицировал салон, и теперь в машине пахнет спиртом. Это законный повод отправить меня на «продувку»?

Если вам встретился инспектор с буйной фантазией, то такой вариант возможен. Запах спирта является основанием для проведения освидетельствования. Но опять же, если при первичном обследовании на месте показания прибора будут нулевыми, то оснований для направления на медицинское освидетельствование нет. При условии, что у водителя нет иных признаков опьянения — неустойчивость позы, нарушение речи, поведение, не соответствующее обстановке.

6. Справка с места работы (я работаю в аптеке, супермаркете, курьером) может заменить мне спецпропуск?

Справка с места работы — не аналог спецпропуска. Но в настоящий момент нет четкого понимания, кому и как будут выдаваться спецпропуска. Поэтому мы исходим из того, что, если мы обязаны появляться на рабочем месте, справка является подтверждающим документом. В устной форме сотруднику полиции зачастую тяжело объяснить, что вы следуете к месту работы, и он вправе даже доставить вас в отделение полиции для разбирательства. Справка поможет избежать подобных проблем.

7. Присвоение мне QR-кода с адресом моего проживания подпадает под нарушение закона о персональных данных? Ведь меня, по сути, вынуждают дать согласие на их обработку.

Власти всегда могут сослаться на то, что своими действиями стремятся не допустить распространения инфекции и вообще борются с угрозой для общества в условиях готовности к чрезвычайным ситуациям. Под этим предлогом некоторые права граждан могут быть ограничены. Обжаловать нарушение своих прав, на мой взгляд, сейчас бесполезно — учитывая, что суды не работают (российские суды тоже на карантине до 10 апреля. Рассматриваются только безотлагательные дела — например, об избрании меры пресечения. — Прим. ред.). Хотя уже были попытки подать в суд заявления об оспаривании Указа мэра Москвы, который ограничивает свободу перемещения граждан, гарантированную Конституцией РФ.

8. Для полицейских есть разница между тем, что я вышел пешком за продуктами или выехал за ними же на авто?

Формально разницы нет, ведь, согласно разъяснениям мэрии Москвы, въезды и выезды из города не запрещены. Следовательно, не запрещено передвижение по городу на автомобиле. Так что, если вы имеете право передвигаться за продуктами, то делать это можете и на автомобиле. С точки зрения безопасности это будет даже правильнее, нежели вы будете ходить пешком или передвигаться на общественном транспорте.

9. Я сделал за свои деньги тест на вирус. Он отрицательный. Это является аргументом при ответе, почему я на улице?

В принципе захватить при выходе из дома эту справочку не помещает. Да, реалии таковы, что сейчас нам приходится таскать с собой увесистую папку документов: паспорт, военный билет, документы на аренду квартиры и тому подобное. Справка от врача в этом наборе не будет лишней. По крайней мере, она будет подтверждать, что заболевания нет и вы не являетесь его переносчиком.

10. Если меня останавливают разнообразные «помощники» (казаки, дружинники. ), как мне себя вести? Какие у них полномочия?

Останавливать вас для проверки документов и уж тем более производить задержание имеют полномочия только сотрудники полиции, судебные приставы, которые исполняют решение о госпитализации, и представители других силовых структур. Все, что могут сделать казаки, волонтеры и прочие добровольцы, — вежливо разъяснить вам, что находиться на улице в настоящий момент гражданам не рекомендуется, поскольку введен режим самоизоляции. По факту они такие же простые граждане, и у них нет права применять к вам силу.

  • 6 фраз, по которым инспектор ГИБДД опознает опытного водителя, — тут.

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Читать еще:  Замена шатуна на мотоцикле

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector