Kraniauto.ru

Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моменты затяжки шатунных болтов

20.4. Моменты затяжки резьбовых соединений

Болт крепления крышек коренных подшипников

Болт крепления масляного картера

Шпилька крепления крышки сапуна

Гайка крепления крышки сапуна

Болт крепления головки цилиндров:

  • предварительное затягивание

Болт крепления головки цилиндров

Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводов

Гайка болта крышки шатуна

Болт крепления маховика

Болт крепления башмака натяжителя цепи

Гайка шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала

Болт крепления звездочки распределительного вала

Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса

Гайка регулировочного болта клапана

Втулка регулировочного болта клапана

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

Храповик коленчатого вала

Болт крепления кронштейна генератора

Гайка крепления установочной планки генератора

Гайка болта крепления генератора к кронштейну

Гайка крепления установочной планки к генератору

Гайка крепления подушки к кронштейну передней опоры

Гайка крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине

Гайка крепления пластины к подушке

Гайка крепления задней подвески двигателя к кузову

Гайка крепления задней опоры к коробке передач

Гайка болта крепления задней опоры к поперечине

Болт крепления сцепления

Гайка болта крепления педалей сцепления и тормоза

Гайки крепления главных цилиндров сцепления и тормозов

Соединение трубок гидропривода тормозов

Соединение трубок гидропривода сцепления

Выключатель света заднего хода

Болты крепления картера сцепления к двигателю

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

Болт крепления крышки фиксаторов штоков

Гайка крепления задней крышки

Гайка заднего конца ведомого вала

Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала

Болт крепления вилки к штоку переключения передач

Гайка вилки переднего карданного вала

Гайки болтов крепления эластичной муфты

Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора

Болт крепления редуктора

Болт крепления крышки подшипника дифференциала

Болт крепления ведомой шестерни

Гайка крепления фланца к ведущей шестерне

Гайка пластины крепления подшипника полуоси и щита тормоза

Гайка болта крепления картера рулевого управления

Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага

Гайка шарового пальца тяг рулевого привода

Болт крепления рулевого вала к валу червяка

Гайка крепления рулевого колеса

Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключателя зажигания

Гайка крепления сошки

Гайка оси маятникового рычага

63,7–102,9 (6,5–10,5)

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА

Болт крепления поперечины к лонжерону кузова

78,4–98,0 (8,0–10,0)

Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжерону кузова

66,6–82,3 (6,8–8,4)

Гайка болта крепления оси нижнего рычага

66,6–82,3 (6,8–8,4)

Гайка оси нижнего рычага

63,7–102,9 (6,5–10,5)

Гайка оси верхнего рычага

57,3–92,1 (5,85–9,4)

Гайка крепления верхнего конца амортизатора

27,4–34,0 (2,8–3,46)

Гайка крепления нижнего конца амортизатора

50,0–61,7 (5,1–6,3)

Гайка подшипников ступицы переднего колеса

Болт крепления суппорта к кронштейну

29,1–36,0 (2,97–3,67)

Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости

15,0–18,6 (1,53–1,9)

Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку

83,3–102,9 (8,5–10,5)

Болт крепления колеса

58,8–72,0 (6,0–7,35)

Гайка болтов поворотного кулака

50,0–61,7 (5,1–6,3)

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

Гайки крепления амортизаторов

38,2–61,7 (3,9–6,3)

Гайки болтов крепления поперечной и продольных штанг

66.6–82,3 (6,8–8,4)

« предыдущая страница
20.3. Интерактивная схема электрооборудования автомобилей ВАЗ–2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063, ВАЗ-21065 выпуска 1988–2001 гг.
^
к оглавлению
следующая страница »
20.5. Основные данные для регулировок и контроля

Copyright © 2007-2020 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

Как и с каким усилием затягивать шатунные и коренные вкладыши

Двигатель внутреннего сгорания конструктивно имеет большое количество сопряженных деталей, которые во время работы ДВС испытывают значительные нагрузки. По указанной причине сборка мотора является ответственной и сложной операцией, для успешного выполнения которой следует соблюдать технологический процесс. От надежности фиксации и точности прилегания отдельных элементов напрямую зависит работоспособность всего силового агрегата. По этой причине важным моментом является точная реализация расчетных сопряжений между привалочными поверхностями или парами трения. В первом случае речь идет о креплении головки блока цилиндров к блоку цилиндров, так как болты ГБЦ необходимо протягивать со строго определенным усилием и в четко обозначенной последовательности.

Что касается нагруженных трущихся пар, повышенные требования выдвигаются к фиксации шатунных и коренных подшипников скольжения (коренные и шатунные вкладыши). После ремонта двигателя в процессе последующей сборки силового агрегата очень важно соблюдать правильный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя. В этой статье мы рассмотрим, почему необходимо затягивать вкладыши со строго определенным усилием, а также ответим на вопрос, какой момент затяжки коренных и шатунных вкладышей.

Что такое подшипники скольжения

Для лучшего понимания того, почему вкладыши в двигателе нужно затягивать с определенным моментом, давайте взглянем на функции и назначение указанных элементов. Начнем с того, что указанные подшипники скольжения взаимодействуют с одной из самых важных деталей любого ДВС — коленчатым валом. Если коротко, возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре преобразуется во вращательное движение именно благодаря шатунам и коленвалу. В результате появляется крутящий момент, который в итоге передается на колеса автомашины.

Коленчатый вал вращается постоянно, имеет сложную форму, испытывает значительные нагрузки и является дорогостоящей деталью. Для максимального увеличения срока службы элемента в конструкции КШМ применяются шатунные и коренные вкладыши. С учетом того, что коленвал вращается, а также ряда других особенностей, для данной детали создаются такие условия, которые минимизируют износ.

Читать еще:  Как правильно хранить летние шины без дисков

Для изготовления вкладышей используются более мягкие материалы по сравнению с теми, из которых изготовлен сам коленвал. Также вкладыши дополнительно покрывают антифрикционным слоем. В место, где вкладыш сопряжен с шейкой коленвала, под давлением подается смазочный материал (моторное масло). Указанное давление обеспечивает маслонасос системы смазки двигателя. При этом особенно важно, чтобы между шейкой коленвала и подшипником скольжения был необходимый зазор. От величины зазора будет зависеть качество смазывания трущейся пары, а также показатель давления моторного масла в смазочной системе двигателя. Если зазор будет увеличен, тогда происходит снижение давления смазки. В результате происходит быстрый износ шеек коленвала, а также страдают другие нагруженные узлы в устройстве ДВС. Параллельно с этим в двигателе появляется стук.

Добавим, что низкий показатель давления масла (в случае отсутствия других причин) является признаком того, что нужно шлифовать коленвал, а сами вкладыши двигателя необходимо менять с учетом ремонтного размера. Для ремонтных вкладышей предусмотрено увеличение толщины на величину 0.25 мм. Как правило, ремонтных размеров 4. Это значит, что диаметр ремонтного вкладыша в последнем размере будет на 1 мм. меньше по сравнению со стандартным.

Сами подшипники скольжения состоят из двух половин, в которых выполнены специальные замки для правильной установки. Главной задачей является то, чтобы между шейкой вала и вкладышем образовался зазор, который рекомендуется изготовителем двигателя.

Как правило, для замеров шейки используется микрометр, внутренний диаметр шатунных вкладышей промеряется нутромером после сборки на шатуне. Также для замеров можно использовать контрольные полосы бумаги, используется медная фольга или контрольная пластиковая проволока. Зазор на минимальной отметке для трущихся пар должен быть 0. 025 мм. Увеличение зазора до показателя 0.08 мм является поводом к тому, чтобы расточить коленвал до следующего ремонтного размера

Отметим, что в некоторых случаях вкладыши просто меняются на новые без расточки шеек коленвала. Другими словами, удается обойтись только заменой вкладышей и получить нужный зазор без шлифовки. Обратите внимание, опытные специалисты не рекомендуют такой вид ремонта. Дело в том, что ресурс деталей в месте сопряжения сильно сокращается даже при учете того, что зазор в трущейся паре соответствует норме. Причиной считаются микродефекты, которые все равно остаются на поверхности шейки вала в случае отказа от шлифовки.

Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов

Итак, с учетом вышесказанного становится понятно, что момент затяжки коренных и шатунных вкладышей крайне важен. Теперь перейдем к самому процессу сборки.

  1. Прежде всего, в постели коренных шеек устанавливаются коренные вкладыши. Необходимо учитывать, что средний вкладыш отличается от других. Перед установкой подшипников удаляется смазка-консервант, после чего на поверхность наносится немного моторного масла. После этого ставятся крышки постелей, после чего осуществляется затяжка. Момент затяжки должен быть таким, который рекомендован для конкретной модели силового агрегата. Например, для моторов на модели ВАЗ 2108 этот показатель может быть от 68 до 84 Н·м.
  2. Далее производится установка вкладышей шатунов. Во время сборки необходимо точно установить крышки на места. Указанные крышки промаркированы, то есть их произвольная установка не допускается. Момент затяжки шатунных вкладышей немного меньше по сравнению с коренными (показатель находится в рамках от 43 до 53 Н·м). Для Lada Priora коренные вкладыши затягиваются с усилием 68.31-84.38, а шатунные подшипники имеют момент затяжки 43.3-53.5.

Подведем итоги

Хотя момент затяжки крышек коренных и шатунных подшипников является важным параметром, достаточно часто в общем техническом руководстве по эксплуатации конкретного ТС величина момента не указывается. По этой причине следует отдельно искать необходимые данные в спецлитературе по ремонту и обслуживанию того или иного типа ДВС. Это нужно сделать перед установкой, что позволит выполнить ремонтные работы правильно, а также избежать возможных последствий.

По этой причине затяжка производится при помощи динамометрического ключа и с учетом точно определенного усилия. Не стоит забывать и о том, что момент затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей несколько отличается.

Почему проворачивает вкладыши коленвала: основные причины. Что делать, если провернуло шатунный влкадыш, как правильно менять вкладыши шатунов.

Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.

Когда необходимо растачивать коленчатый вал двигателя, для чего нужна расточка коленвала. Как растачивается коленвал, особенности подбора вкладышей.

Что следует понимать под определением «стуканул двигатель». Почему мотор начинает стучать. В каких случаях стук в двигателе указывает на поломку ДВС.

Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя серийного автомобиля: преимущества и недостатки таких доработок. Ресурс и обслуживание двигателя после чиповки, советы.

Назначение и устройство коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

Затяжка резьбовых соединений двигателя камаз 740.10. Транспорт: история и современность

1.5 Технические условия на сборку

Читать еще:  Как откинуть заднее сиденье на рено логан

Поступающие на сборку детали должны быть очищены от грязи, лаковых отложений, нагара, накипи, обезжирены, промыты, высушены. Масляные каналы и отверстия в деталях после очистки промываются под давлением и продуваются сжатым воздухом. Они должны соответствовать чертежам и требованиям технических условий завода изготовителя. Технологические операции сборки двигателей производятся как на специализированных постах так и на поточной линии.

Предлагаю на специализированных постах производить следующие работы:

Сборка коленчатых (рисунок 1.2) и распределительных валов;

1- вал коленчатый; 2 — противовес коленчатого вала; 3 — заглушка;

4 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 5 — шпонка сегментная

Рисунок 1.2 — Коленчатый вал в сборе.

Коленчатый вал перед сборкой обдувается сжатым воздухом. Сборка коленчатого вала производится в следующей последовательности: в полость масляных каналов шеек устанавливается втулки центробежной очистки масла. Сверху каналы запрессовываются заглушками. После этого на вал напрессовывают шестерни и противовесы. На носок коленчатого вала устанавливаются шестерня привода масляного насоса и передний выносной противовес, на хвостовике устанавливается распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем и задний выносной противовес.

Перед запрессовкой шестерни и противовесы нагреваются до температуры 105° С. Запрессовка шестерни производится до упора в буртик вала.

Коленчатый вал перед установкой в блок балансируется относительно оси крайних коренных шеек на балансирной машине. Перед балансировкой на каждую шейку устанавливается груз массой в 525 1 г. Центры тяжести грузов должны совпадать с осями шатунных шеек. Допустимая несбалансированность может составлять не более 80 г. Дисбаланс устраняется удалением металла сверлением в противовесах, изготовленных за одно целое с валом.

Распределительный вал перед установкой в блок двигателя собирается с корпусом заднего подшипника и распределительной шестерни. Шестерня перед установкой нагревается до температуры 10010° С и напрессовывается на шейку до упора. Зазор между шестерней и корпусом подшипника должен быть 0,25 – 0,30 мм ;

Сборка шатунно – поршневой группы: поршень с пальцем и шатуном собирается после нагрева поршня до температуры 80-100° С. Внутренняя поверхность верхней головки шатуна и палец предварительно обильно смазывается дизельным маслом. Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Запрессовка пальца в поршень не допускается. Поршневые пальцы от осевого перемещения фиксируется стопорными кольцами.

Поршневые пальцы перед установкой на поршень должны иметь определенные размеры. Зазор поршневых колец замеряется в калибре диаметром мм.

Компрессионные и маслосъемные кольца устанавливаются с помощью плунжерного расширителя маслосъемных колец. Он вставляется в канавку поршня и кольцо надевается там, чтобы стык расширителя находился под углом 180° к замку кольца. После этого устанавливается компрессионное кольцо, покрытое молибденом, и компрессионное кольцо покрытое хромом. Замки смежных колец разводятся в разные стороны.

Установка блока цилиндров на стену производится с помощью мостового крана. На стенде в блок цилиндров вставляются заглушки, пробки, нижние и верхние уплотнительные кольца гильз цилиндров без скручивания и излишнего растяжения, после чего в гнезда устанавливаются гильзы цилиндров. На верхнем торце каждой гильзы, со стороны, обращенной к вентилятору, находится номер цилиндра. По завершению вышеуказанных технологических операций производится гидроиспытание блока цилиндров с гильзами в сборе на стенде. После гидроиспытания в постели коренных подшипников укладываются вкладыши. Непосредственно перед установкой коленчатого вала в блок, рабочая поверхность вкладышей коренных подшипников и коренные шейки вала смазывают чистым маслом М8Г2к. Размеры вкладышей коренных подшипников должны соответствовать размерам шеек коленчатого вала и гнездам в блоке цилиндров. Упорные полукольца вала устанавливаются в выточку последней коренной опоры так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала. Болты крепления крышек коренных подшипников предварительно затягивают со стороны правого, а затем со стороны левого ряда цилиндров с моментом затяжки 90-120 Нм, а затем окончательно с моментом затяжки 210-235 Нм.

Перед установкой распределительного вала в блок цилиндров устанавливаются втулки, после чего устанавливается распределительный вал, на котором предварительно смазываются дизельным маслом опорные шейки. Распределительный вал устанавливается аккуратно, без повреждения рабочей поверхностей втулок.

Установка поршней, предварительно собранных с шатунами и пальцами на специализированном посту, в гильзы цилиндров производится усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец с помощью специального приспособления. Перед установкой шатунно-поршневой группы на фаски гильз цилиндров наносится смазка «ЦИАТИМ». При установке поршня в гильзу, выточки под клапаны на поршне должны быть смещены ближе к оси коленчатого вала. Нижние головки шатунов надеваются на шатунные шейки коленчатого вала и закрываются крышками. Спаренность крышек с шатунами проверяются по меткам завода изготовителя. На крышках шатунов выбивается порядковый номер цилиндра. Затяжка болтов крепления крышек шатунов производится с усилием 160-130 Нм .

Следующая операция – установка деталей газораспределительного механизма, передающих усилие от распределительного вала к коромыслам, направляющие толкателей в комплекте с толкателями устанавливается на штифты блока цилиндров, и крепятся к блоку болтами. Болты затягиваются моментом затяжки 70-90 Нм. Штанги перед установкой протираются, а наконечники смазываются дизельным маслом.

Читать еще:  Какой вибрационный насос лучше форум

Далее производится установка распределительных шестерен по меткам. Затяжка болтов крепящих ось ведущих шестерен привода распределительного вала к блоку, производится в 2 приема с моментом затяжки 50-60 Нм. Болт крепления роликоподшипника ведущей шестерни распределительного вала затягивается моментом затяжки 90-100 Нм.

Перед установкой, предварительно собранные на специализированном посту, головки блоков цилиндров уплотняются прокладками. Резиновые уплотнительные кольца устанавливаются плоской стороной к блоку цилиндров. Каждая головка блоков цилиндров должна свободно, без ударов, устанавливаться на штифты. Резьба болтов крепления головок блоков цилиндров смазывается тонким слоем графитовой смазки. Затяжка болтов производится в три приема, чтобы исключить возможность перекоса головки. Момент затяжки должен быть 190-210 Нм. Далее производится установка масляного насоса и поддона двигателя.

Передняя крышка блока цилиндров устанавливается на блок в сборе с гидромуфтой привода вентилятора и шкивом привода генератора. Перед этим на коленчатый вал надевается полумуфта отбора мощности и шайба носка коленчатого вала. В полумуфту отбора мощности вводится вал привода гидромуфты. Затяжка болтов крышки производится моментом затяжки 50-60 Нм.

Впускные и выпускные коллекторы и водяные трубы системы охлаждения перед установкой оборудуются сжатым воздухом. Затяжка болтов их крепления производится в два приема.

Маховик перед установкой предварительно собирается с зубчатым ободом и установочной втулкой. Перед установкой маховика на двигатель в отверстие заднего торца коленчатого вала запрессовываются подшипники первичного вала коробки передач, и закладывается смазка №158. Маховик при установки точно фиксируется относительно коленчатого вала двумя штифтами. Затяжка болтов производится в два приема с моментом затяжки 150-170 Нм.

Одним из основных критериев, определяющих качество сборки, является соответствие моментов затяжек резьбовых соединений указанных в технических условиях на сборку и осуществляемых на практике. Моменты затяжек основных резьбовых соединений приведены в таблице 1.3.

Особое внимание обратить на подборку и сборку цилиндропоршневой группы – каждому номеру цилиндра соответствует свой номер варианта поршня. Индексы вариантов поршней приведены в таблице 1.4.

Таблица 1.3 – Моменты затяжек основных резьбовых соединений двигателя.

Момент затяжки, Н

Гайки крышек коренных подшипников коленчатого вала

Болты крепления подшипников распределительного вала

Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.

Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.

Наименование соединения
Моменты затяжки кгс • м
Свечи зажигания3,0–3,5

Двигатели ЗМЗ-402.

Гайки крепления головки блока цилиндров
8,3–9,0
Гайки крепления болтов шатунов6,8–7,5
Гайки крепления крышек коренных подшипников10,0–11,0
Гайки крепления маховика7,6–8,3
Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров2,8–3,6
Болт шкива коленчатого вала17–22
Болты крепления нажимного диска сцепления2,0–2,5
Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора1,5–3,0
Гайки крепления поддона картера1,2–2,0
Болт крепления датчика-распределителя зажигания0,6–0,8

Двигатели ЗМЗ-405, -406.

Болты крепления головки блока цилиндров:

окончательная затяжка

13,0–14,5

Гайки крепления болтов шатунов6,8–7,5
Болты крепления крышек коренных подшипников10,0–11,0
Болты крепления маховика7,2–8,0
Болты крепления картера сцепления4,2–5,1
Болт шкива коленчатого вала10,4–12,0
Болты крепления нажимного диска сцепления2,0–2,5
Болты крепления крышек распределительных валов1,9–2,3
Болты крепления звездочек распределительных валов5,6–6,2
Болты крепления крышки клапанов0,5–0,8
Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления2,9–3,6
Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата2,2–2,7
Болты крепления задней крышки блока цилиндров, поддона картера1,2–1,8
Гайки крепления выпускного коллектора2,0–2,5

Двигатели УМЗ-4215.

Гайки крепления крышек коренных подшипников12,5–13,6
Гайки болтов крышек шатунов6,8–7,5
Гайки крепления стоек оси коромысел3,5–4,0
Штуцер крепления масляного фильтра8,0–9,0
Масляный фильтр2,0–2,5
Гайки крепления головки блока цилиндров9,0–9,4
Гайки крепления поддона картера1,0–1,2
Болты крепления маховика8,0–9,0
Болты крепления диска сцепления2,0–3,0

Трансмиссия.

Гайки крепления фланцев валов раздаточной коробки*
20–28
Болты крепления картеров коробки передач1,4–1,8
Болты крепления переднего и заднего картеров и крышек раздаточной коробки*1,2–1,8
Гайки крепления карданной передачи к раздаточной коробке*, переднему* и заднему мостам2,7–3,0
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала**5,0–5,6
Гайки крепления ведущих фланцев переднего моста*11–12,5
Гайки крепления рычага поворотного кулака*11–12,5
Гайки крепления цапфы*11–12,5
Болты крепления редуктора заднего моста с балкой типа банджо5,5–7,0
Гайка крепления фланца ведущей шестерни переднего и заднего мостов16,0–20,0

Ходовая часть.

Болты затяжки резинометаллических втулок
12,0–15,0
Гайки стремянок рессор12,0–15,0
Гайки резервуара амортизаторов9,0–15,0
Гайки крепления колес30,0–38,0
Гайки стопорных штифтов шкворней поворотных кулаков*3,2–3,6

Рулевое управление.

Гайки крепления шаровых шарниров рулевых тяг
7,0–10,0
Болты крепления поворотных рычагов к поворотным кулакам11,0–12,5
Болты хомутов поперечной рулевой тяги1,4–1,8
Гайки крепления кронштейна рулевого механизма к лонжерону2,8–3,6
Болты крепления рулевого механизма к кронштейну4,4–6,2
Гайка крепления рулевого колеса6,5–8,0
Гайка крепления рулевой сошки10,5–14,0
Гайки крепления клиньев карданных вилок1,8–2,5

Тормозное управление.

Болты крепления тормозных скоб к поворотным кулакам
10,0–12,5
Болты крепления тормозных щитов5,0–6,2
Болты крепления колесных цилиндров1,4–2,0
Гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю2,4–3,6
Гайки крепления вакуумного усилителя1,2–1,7

Кузов фургонов и автобусов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector