Kraniauto.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальный износ тормозного диска

Как самостоятельно оценить износ тормозных колодок и дисков?

В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.

LADA > Kalina

У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.

Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!

В качестве примера проверим состояние тормозов на редакционной Калине, которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.

Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный скрип. Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.

Почему износ колодок может ускориться?

Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!

Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.

Износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.

Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.

Когда менять тормозные диски и колодки?

Если износ дисков уже критичный, а колодки почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается эффективность торможения. Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!

С износом задних дисковых механизмов ситуация аналогична, с одной лишь поправкой: они менее нагружены, а потому износ происходит медленнее. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Задние тормозные диски и колодки имеют больший ресурс по сравнению с передними (примерно в полтора-два раза), но и сильнее страдают от коррозии. Поэтому именно на задних тормозах важно проверять внутренние поверхности дисков! У нашей же Калины задние тормоза барабанного типа.

Как оценить износ барабанных тормозов?

У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.

Читать еще:  Как проверить работу свечей зажигания на инжекторе

Снять барабаны порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.

Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.

Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?

Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми — отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.

Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим — примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.

Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.

Как определить допустимый износ тормозных дисков

Любой здравомыслящий водитель стремится поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии, уделяя внимание не только его ходовым характеристикам, но и тормозной системе. Тормоза должны моментально откликаться на нажатие педали и срабатывать именно с той интенсивностью, которая предусмотрена при разработке автомобиля.

Скорость торможения автомобиля напрямую зависит от исправности тормозных колодок и дисков. В результате силы трения, возникающей между деталями, машина останавливается. Чтобы максимально продлить срок службы колодок и дисков, они изготавливаются из прочных материалов. Несмотря на это, детали остаются подвержены износу. Водитель обязан следить за состоянием тормозных дисков и тормозных колодок, а также уметь определять, когда требуется их замена.

Как узнать минимальную толщину тормозных дисков

При покупке новых тормозных дисков для автомобиля, водитель должен ориентироваться на рекомендации по выбору делали, выданные производителем. Приобретая качественные тормозные диски, можно быть уверенным, что они не разлетятся при торможении без видимых причин.

Согласно международным правилам производства тормозных дисков легковых автомобилей, компании, выпускающие их, обязаны гравировать на них информацию о максимально допустимом износе. Чтобы определить максимальный износ тормозного диска, необходимо внимательно изучить его торцевую часть. На ней указывается информация об исходной толщине детали, а также о минимальной толщине, при достижении которой производитель рекомендует отказаться от эксплуатации диска, и он больше не отвечает за качество торможения.

Обратите внимание: Когда тормозные диски изготовляются без соблюдения международных правил, на них можно не обнаружить информацию о толщине и максимально допустимом износе. Эксплуатация таких дисков запрещена из соображений безопасности. Крайне рекомендуется приобретать тормозные диски у сертифицированных продавцов и от проверенных брендов.

Как определить износ тормозных дисков

Однозначно сказать, сколько километров пробега прослужат водителю тормозные диски невозможно. Связано это не только с качеством изготовления самих дисков, но и с другими факторами – стилем вождения машины, состоянием тормозных колодок и тормозной системы в целом, климата, в котором эксплуатируется автомобиль, состояния дорог и прочих. Именно поэтому водитель должен самостоятельно время от времени диагностировать износ тормозных колодок.

Чтобы провести диагностику тормозного диска на предмет повышенного износа, необходимо снять колесо. Далее диагностика выполняется в два этапа:

Измерительный. Чтобы замерить толщину тормозного диска лучше использовать штангенциркуль. С его помощью в 6-8 точках по кругу замеряется толщина тормозного диска. Далее, ориентируясь на информацию о максимальном износе детали, нужно определить, пригодна ли она для дальнейшего использования.

  • Визуальный. При замере толщины тормозного диска необходимо также осмотреть его визуально на наличие глубоких порезов, царапин, сколок, вмятин и других дефектов, которые могут сказаться на работе тормозной системы. Если повреждение найдено, потребуется замена тормозного диска.
  • Важно: Не забывайте, что замена тормозных дисков производится попарно для одной оси.

    Проверить состояние тормозных дисков можно и в процессе движения автомобиля. Если деталь сильно изношена, возникнут следующие симптомы, указывающие на необходимость ее замены:

    • Торможение автомобиля происходит рывками;
    • Слышен скрежет, скрип и другие посторонние шумы в процессе торможения машины;
    • При торможении наблюдается биение руля и педали тормоза;
    • Во время нажатия на педаль происходит блокировка тормозов.

    Лучше не дожидаться симптомов, описанных выше, а регулярно производить в гараже диагностику тормозного диска – измерительную и визуальную. Производители автомобилей советуют это делать через каждые 10-15 тысяч пробега, при отсутствии явных симптомов неисправности.

    Износ тормозных дисков: 4 фактора

    Износ тормозных дисков обусловлен тем, что на них регулярно воздействуют силы трения при контакте с колодками. Если учитывать тот факт, что тормоза являются одним из основополагающих узлов безопасности автомобиля, необходимо постоянно проверять их работоспособность и своевременно производить замену той или иной запчасти. Это поможет уменьшить вероятность попадания в аварийные ситуации и сберечь здоровье пассажиров и других участников движения на дороге.

    Для того, чтобы понять, по каким причинам тормозные диски становятся непригодными для эксплуатации, нужно четко представлять, что может воздействовать на них. Данные факторы можно разделить на несколько категорий:

    1. Механические воздействия.

    Любые детали автомобиля, пройдя определенный километраж, будут подвержены разрушению и выйдут из строя. Несмотря на то, что обычно тормозные диски изготавливаются из высокопрочных металлов, выход из строя неизбежен. Это связано в первую очередь с повышенным воздействием силы трения, изменяющую физические свойства и форму металла. Для каждого отдельно взятого диска существуют определенные гарантийные сроки, которые основываются на пройденном километраже, хотя и эти цифры довольно условные.

    Читать еще:  Лада веста печка дует холодным воздухом

    Стоит также брать во внимание тот факт, что некоторые марки тормозных дисков могут быть изготовлены некачественно и могут выйти из строя после непродолжительной эксплуатации. Перед тем, как покупать новый диск, не нужно выбирать наиболее дешевые варианты, в подобных могут быть не выдержаны все стандарты производства, а учитывать производителя и отзывы автолюбителей о той или иной марке.

    2. Материал изготовления

    Относительно до недавнего времени в качестве основного материала для производства тормозных дисков использовался чугун. Качественные характеристики были на относительно высоком уровне и использовать их можно было довольно долго. Однако чугун весит довольно немало и производителям потребовалось искать альтернативу для уменьшения нагрузки на опоры. Поэтому сейчас в качестве основных материалов используются карбоновые соединения и керамику, хотя при этом срок их эксплуатации сократился. И если производитель игнорирует некоторые производственные стандарты, то выйти из строя подобные изделия могут гораздо раньше, чем указано в технических характеристиках.

    3. Условия эксплуатации

    Если автомобиль используется в суровых климатических условиях, не стоит рассчитывать на гарантированный срок, установленный производителем. Дело в том, что при торможении, диск довольно сильно нагревается, и если на улице довольно низкие температурные показатели, он будет подвержен резкому охлаждению. Это, в свою очередь, будет приводить к деформированию поверхности и впоследствии потребуется проточка либо полная замена тормозного диска. Подобная ситуация может сложиться и при очень высокой температуре, но здесь причиной уже будет чрезмерный нагрев.

    4. Стиль вождения

    Некоторые автолюбители предпочитают агрессивную езду: быстро набирать скорость, а затем производить резкое торможение. Это будет приводить к запредельным нагрузкам на тормозной диск. И если максимальный срок эксплуатации в среднем составляет от 100 до 200 тыс. км пробега, то в подобной ситуации он может не превышать и 20-ти тыс. км.

    Как определить износ тормозных дисков

    Выше уже упоминалось, что определенного гарантийного срока эксплуатации передних и задних дисков не существует по объективным причинам. Однако проверять изношенность не только этой запчасти, но и тормозной системы в целом, необходимо периодически, ведь от этого зависит безопасность водителя, пассажиров и окружающих, потому, как если тормоза сработают не вовремя или вовсе выйдут из строя, ДТП практически неизбежно. Эту процедуру можно проводить самостоятельно и не тратить на нее денег, достаточно лишь обращать внимание на определенные факторы и в случае отклонений делать своевременную замену или ремонт. Ожидать допустимые сроки износа тормозных дисков явно не стоит, ведь профилактика всегда гораздо лучше, чем попадание в ДТП.

    Проверка износа тормозного диска проводится в два этапа:

    1. После снятия колеса необходимо измерять толщину диска. Этот параметр непосредственно связан с износом тормозных дисков. Для этого наиболее подходящим инструментом будет штангенциркуль, хотя для более точного замера можно использовать и микрометр.
    2. Снимать количественные показатели толщины необходимо в нескольких местах. После этого необходимо сравнить, нет ли значительных отклонений между полученными величинами, и если они имеют довольно большие различия, необходимо производить замену диска либо проводить проточку. Далее нужно обратиться к документации, в которой указан параметр наименьшей допустимой толщины диска. Если измеренные величины больше, чем минимально допустимое значение толщины диска, указанное в паспорте, значит авто можно эксплуатировать дальше без ремонта или выполнять проточку, в случае неравенства показателей в разных участках диска), в противном случае необходима замена.

    При проведении замеров необходимо предельно внимательно осмотреть поверхность тормозного диска на наличие сколов, вмятин, трещин и иных повреждений. Для нормального функционирования всевозможные дефекты должны отсутствовать, в противном случае замена диска на новый неизбежна.

      Измерительный.
      После снятия колеса необходимо измерять толщину диска. Этот параметр непосредственно связан с износом тормозных дисков. Для этого наиболее подходящим инструментом будет штангенциркуль, хотя для более точного замера можно использовать и микрометр.

    Снимать количественные показатели толщины необходимо в нескольких местах. После этого необходимо сравнить, нет ли значительных отклонений между полученными величинами, и если они имеют довольно большие различия, необходимо производить замену диска либо проводить проточку. Далее нужно обратиться к документации, в которой указан параметр наименьшей допустимой толщины диска. Если измеренные величины больше, чем минимально допустимое значение толщины диска, указанное в паспорте, значит авто можно эксплуатировать дальше без ремонта или выполнять проточку, в случае неравенства показателей в разных участках диска), в противном случае необходима замена.

  • Визуальный.
    При проведении замеров необходимо предельно внимательно осмотреть поверхность тормозного диска на наличие сколов, вмятин, трещин и иных повреждений. Для нормального функционирования всевозможные дефекты должны отсутствовать, в противном случае замена диска на новый неизбежна.
  • Примечание:
    Если были обнаружены погрешности, задние или передние диски необходимо заменять попарно, потому как срок эксплуатации второго также скоро подойдет к завершению. К тому же, неравномерное срабатывание тормозов будет вести машину в сторону, что также может привести к аварийной ситуации.

    Определить неисправность тормозного диска можно и в процессе движения на машине. Для этого следует обращать внимание на следующие факторы:

    • уменьшение скорости после нажатия на педаль тормоза производится рывками;
    • в процессе торможения отчетливо слышны скрежет и посторонние шумы;
    • бьет руль и педаль тормоза; производится полное заклинивание.
    Читать еще:  Как определить вмт поршня в первом цилиндре

    При наличии данных симптомов, не нужно медлить, а незамедлительно ремонтировать тормозную систему и диски, в частности. Если у Вас не хватает времени на подобные мероприятия либо Вы не знаете, как это сделать, необходимо обратиться в один из автосервисов.

    Чтобы не испытывать судьбу и найти хорошую автомастерскую поблизости, просмотрите перечень на нашем сайте. Здесь представлены только те, где все работы выполняются в максимально сжатые сроки и гарантированным высоким качеством работ. На каждом из них проводится не только визуальный осмотр, а полноценная компьютерная диагностика, которая способна выявить даже мельчайшие поломки. Вам достаточно лишь оставить заявку на сайте. Если произошло заклинивание тормозов либо по каким-то другим причинам Вы не можете самостоятельно доехать на автомобиле до автомастерской, к Вам будет прислан эвакуатор. На все выполненные работы будет предоставлена гарантия.

    Допустимый износ тормозных дисков: как определить? Мнение эксперта

    Являясь важной частью тормозной системы, тормозные диски, наряду с тормозными колодками подвергаются постоянным интенсивным нагрузкам, и посему их систематическая диагностика – это залог безопасности любого автомобилиста. Со всеми вытекающими последствиями.

    Как определить износ тормозных дисков?

    Естественно, на стендовую диагностику тормозов не наездишься, тем более допустимый износ тормозных дисков можно определить самостоятельно. Вернее при помощи цифр допустимого износа, которые приведены в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля.

    В основном на несвоевременный износ тормозных дисков влияют три фактора:

    • некачественные диски,
    • «левые» тормозные колодки, приобретенные у неизвестно кого, и произведенные неизвестно кем, зато «за дёшево»,
    • слишком спортивно-агрессивный стиль вождения. Особенно в городских условиях, при интенсивном движении и наличии светофоров, когда происходит слишком частый цикл: скорость – экстремальное торможение.

    Для самостоятельной диагностики состояния тормозных дисков существуют такие способы:

    • динамичный, т.е. во время движения и во время торможения, ощущается повышенная вибрация, слышен скрежет, рывки, блокировка тормозов;
    • визуальный, т.е. при обследовании тормозного диска видны буртики, трещины или сколы на рабочей поверхности тормозного диска или выработка диска по краю, ощутимая на ощупь;
    • измерительный, т.е. вы при помощи штангенциркуля, производите снятие размер толщины тормозного диска и сравниваете полученные результаты с допустимыми значениями износа тормозного диска вашего авто. Ресурс тормозных дисков указан в мануальных пособиях, как к автомобилю, так и производителей самих дисков.

    Что делать, и как не «переэкономить» с тормозными дисками

    Без сомнений, любой случай должен рассматриваться индивидуально, и не одна статья в Сети не сможет дать точного рецепта. Но, тем не менее, вы должны понимать общую концепцию – к тормозной системе слово «экономить» нужно применять очень осторожно.

    Можно сэкономить на стоимости или замене тормозных колодок или тормозных дисков, можно сэкономить, сделав не одну, а несколько проточек тормозных дисков. Главное, чтобы такая экономия в пути не стала причиной отказа тормозов или разрушения тормозного диска, со всеми вытекающими последствиями. И ладно, если этими последствиями будет только покореженный кузов. Ремонт кузова – это не проблема. А если здоровье или жизнь?

    Поэтому, прежде чем приступать к ремонту тормозных дисков внимательно ознакомьтесь с требованиями производителя к ресурсу дисков. Замена тормозных дисков тоже требует серьезного подхода к выбору производителя.

    Не старайтесь менять тормозные диски по отдельности, только парой на одной оси. Тормоза – это не та система, качеством которой следует пренебрегать ради сиюминутной радости от экономии нескольких сот рублей.

    Есть один важный совет для тех, кто желает продлить ресурс тормозных дисков – попробуйте изменить стиль вождения на более степенный и спокойный. Вы воочию убедитесь, как это поможет вам сэкономить на ремонте тормозных дисков.

    Проточку можно выполнить двумя способами. Подешевле на обычном токарном станке, или подороже, но с использованием специального оборудования. У недорогого метода есть существенный недостаток. Дело в том, что даже если мастера качественно выполнят свою работу, идеально ровный визуально тормозной диск после установки на ступицу может начать «бить» при торможении. Связано это с тем, что диск протачивается от бобины станка, а не во время вращения ступицы. Выбрав метод со специальным оборудованием можно исключить такие проблемы. Специальный станок для проточки закрепляется непосредственно на диск вместо тормозного суппорта, снимать ничего не требуется. В результате возможность последующего биения фактически исключается.

    Толщина металла, который будет снят во время проточки, зависит от степени износа тормозного диска, по времени это займет от получаса до одного часа, резец должен пройти по всей поверхности, иногда требуется несколько заходов. Также для качественной проточки важно убедиться в исправности ступичных подшипников, при наличии люфта про качество проточки можно забыть. После восстановления требуется заменить тормозные колодки. Некоторые умельцы напаивают или прикручивают специальные накладки, тем самым восстанавливая эффективность торможения без проточки дисков. Так делать нельзя, накладки могут и отлететь, к тому же изношенный диск становится хрупким и может попросту разрушиться.

    Удачи вам, и пусть износ тормозных дисков у вас оттягивается по времени.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector