Крест на царевом кургане - Авто журнал
Kraniauto.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крест на царевом кургане

Крест на царевом кургане

1907 — В Самаре в концертном зале «Аквариум» прошел пер.

1987 — Был вынесен приговор по уголовному делу о хищени.

Ещё события 23 Апреля

Современный вид Царева кургана и поселка Волжский

Эта гора-останец, которая до строительства Куйбышевской ГЭС имела вид правильного купола, располагается на левой стороне Волги неподалеку от Жигулевских ворот (ныне это территория Красноярского района). У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский (бывшее село Большая Царевщина), а за поселком шумит сосновый Царевщинский бор.

В старину курган именовали не иначе как «страж парадного входа главной улицы России».

Первые сведения о Царевом кургане находим в книге секретаря голштинского посольства Адама Олеария, который посетил эти места в 1636 году во время путешествия по Волге из Москвы в Персию.

В 1768 году академику Ивану Лепехину местные крестьяне рассказывали, что курган соорудил сам Стенька Разин, и во многих случаях он служил ему защитой и опорой.

В настоящее время у подножия Царева кургана стоит величественная церковь, а на его вершине красуется золоченый крест, хорошо видимый всем путешественникам. С вершины кургана открывается прекрасный вид на Волгу, на лежащее на ее противоположной стороне село Ширяево и на две горы – левобережную Тип-Тяв и правобережную Серную. Вместе они составляют одну из главных природных достопримечательностей нашего края – Жигулевские ворота.

Царев курган смог бы также припомнить множество исторических событий. Кочевые племена несметными полчищами проходили у его подножия. С вершины кургана Петр I осматривал здешние места. Помнит курган казацкую вольницу и волжских бурлаков, первые колесные пароходы и революционные сходки. С ним связаны имена таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как Тарас Шевченко, Максим Горький, Илья Репин, Александр Ширяевец. В мае 1890 года на вершину Царева кургана поднимался молодой студент Владимир Ульянов, который в то время жил в Самаре и готовился сдавать экстерном экзамены в Санкт-Петрбургский университет.

Пожалуй, ни с одной нашей природной достопримечательностью не связано столько легенд и народных преданий, как с Царевым курганом. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задуматься: не человеком ли создано это дивное сооружение?

Первые сведения о Царевом кургане находим в книге секретаря голштинского посольства Адама Олеария, который посетил эти места в 1636 году во время путешествия по Волге из Москвы в Персию. В его книге, где рассказывается об этом путешествии, есть такие строки: «… Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую, голую, песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине и называемую русскими Царев курган. Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семи татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и оттого образовалась гора».

По еще одной легенде, курган – дело армии Тамерлана. Перед решающим сражением Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на это место по одному камню.

Геологическая наука уже давно установила, что Царев курган – это осколок бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделенный от него водами Волги и Сока.

Голландский путешественник Ян Стрейс, проплывший через Среднее Поволжье в 1669 году, в своей книге приводит другое предание. По его записям, славянскими дружинами в этом месте было разбито бесчисленное войско кочевых монголо-татарских племен, которые пришли на Волгу, чтобы овладеть Русью. Кости уничтоженной орды и образовали Царев курган.

Проезжавшему по нашему краю в 1768 году с отрядом Оренбургской физической экспедиции академику Ивану Лепехину местные крестьяне рассказывали, что курган соорудил сам Стенька Разин, и во многих случаях он служил ему защитой и опорой.

Наконец, существует еще один вариант той же легенды, который гласит, что Царев курган у подножия Сокольих гор появился незадолго до битвы, происшедшей на Кондурче в 1391 году между войсками самаркандского эмира Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша. Перед решающим сражением Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на это место по одному камню. И настолько велика оказалась его армия, что из отдельных камней в результате сложилась величественная гора.

Христорождественская церковь у Царева кургана

Но легенды – это всего лишь народное творчество. Нет, вовсе не человек, а природа смогла себе позволить создать такое яркое произведение. Геологическая наука уже давно установила, что Царев курган – это осколок бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделенный от него водами Волги и Сока. Эта скала – оригинальный кусочек горных пород каменноугольной системы, уцелевший от размыва этими реками. По минеральному составу и по характеру встречающихся в нем органических остатков курган совершенно однороден с массивами Сокольих и Жигулевских гор, отличаясь от последних только обратным наклоном пластов.

Эти слои каменноугольной системы возникли около 300 миллионов лет назад. Они говорят о том, что породы, из которых сложен Царев курган (а также Жигулевские и Сокольи горы), в те времена принадлежали дну обширного и глубокого моря. Здесь можно видеть многочисленные горные слои с окаменевшими остатками давно исчезнувших видов беспозвоночных животных – морских лилий, морских ежей, мшанок, плеченогих, моллюсков и других. Все это – неоспоримые свидетельства громадного возраста здешних геологических обнажений, которые являются одними из самых древних на всей территории европейской части России.

Читать еще:  Как рассчитать предохранитель в автомобиле

Казалось бы, огромное историческое и научное значение Царева кургана должно подразумевать бережное отношение к этому уникальному памятнику природы. Однако сейчас уже мало кто помнит, что еще в середине прошлого столетия высота его купола составляла около восьмидесяти метров. А в результате непродуманного решения советских властей в начале 50-х годов ХХ века, в период строительства Куйбышевской ГЭС, курган был использован как месторождение строительного камня и лишился своей верхушки. С того времени он имеет лишь половину прежней высоты. Вот так в результате безграмотной, экологически необоснованной хозяйственной деятельности гора утратила былое величие.

Еще в советские времена были предложены различные варианты восстановления Царева кургана. Однако, по мнению специалистов, этот памятник природы воссоздать в прежнем виде ныне вряд ли возможно.

Царев курган — место, которое нужно посетить обязательно

Автор: Фото · Опубликовано 06.08.2012 · Обновлено 19.12.2016

Во-первых, с его вершины открывается роскошная панорама на реки Волгу и Сок, на Жигулевские горы и так называемые Жигулевские ворота.
Во-вторых, именно сейчас (в смысле, в последние годы) историки стали всерьез заниматься изысканиями, пытаясь прояснить, насколько правы многочисленные легенды, окутывающие это место. Так что, любой желающий может прикоснуться «к живой истории, творящейся прямо у нас на глазах».
В-третьих, даже если историки и опровергнут легенды про Тамерлана и прочих царей, то, побывав на вершине кургана, вы все равно не будете чувствовать себя обманутыми. Там действительно красиво.
И, наконец, в-четвертых! Господа автолюбители, хватит уже пролетать на машине мимо этого замечательного места, торопясь по своим важным делам. Остановитесь на часок, поднимитесь на вершину.

1. Царев курган находится недалеко от места впадения Сока в Волгу, с северной стороны поселка Волжского, рядом со «старой» дорогой между Тольятти и Самарой. Вид с вершины кургана в сторону Самары.

Курган является ценнейшим историческим памятником. На его вершину (по данным разных исследователей) поднимался Тимур (Тамерлан), Степан Разин и Ермак Тимофеевич. Любовались красотой здешних мест царь Петр I и императрица Екатерина II.

По одной из легенд, название Царев курган получил из-за того, что с древних времен считался священным местом, подниматься на которое могли только цари. Величавым видом с кургана на Жигулевские и Сокольи горы восхищались в своих произведениях самарский поэт Абрамов (Ширяевец), Тарас Шевченко, Максим Горький, Илья Репин.

2.

Первые письменные упоминания о Царевом кургане находятся в книге заморского посла герцога Адама Олеария в 1634 году. Он рассказывает легенду, которую услышал во время путешествия по Поволжью. По легенде, под курганом погребен князь Мамаон, который с семью царями плыл по Волге вверх и хотел покорить Русь, но умер и был погребен здесь. Воины, которых у царя было несметное количество, носили на его могилу землю шапками и щитами, и от того образовалась гора. Исходя из этой легенды, название кургана трактуют как место захоронения царя.

Однако, версию эту стоит признать историческим анекдотом, так как курган совершенно естественного происхождения, никаких булыжников и шапками накиданной земли. Карьер на вершине, в котором добывали известняк, подтверждает это.

3.

У подножия кургана находится Святой источник, над которым выстроена часовня. От часовни начинается дорога, по которой можно подняться на вершину, где установлен поклонный крест. Именно этот крест прекрасно видно с дороги. особенно в хорошую погоду, когда он ярко сверкает на солнце.

4.

5.

6.

C вершины открывается вид на долину реки Сок и противоположный берег Волги. Первоначальная высота кургана составляла 170 м. Но в советские времена курган лишился вершины, так как на нем стали добывать камень. Фактически, от кургана сегодня осталась только высокая стена, обращенная к поселку Волжский и к «старой» дороге. А на месте сердцевины — заброшенная чаша карьера, засаженная березами.

7.

8.

9.

В святом источнике народ набирает воду и купается в купальне. Рядом есть даже кабинки для переодевания. Вода родниковая — холодная в любую жару.

10.

11.

Понравилось, как элегантно решена проблема с вандалами, оскверняющими памятники. Оказалось, что душа у них тоже есть — писать на подножии поклонного креста боятся.

PS: У подножия кургана около «старой» дороги стоит Церковь Рождества Христова, восстановленная в конце XX века и ныне действующая.

Царёв курган, мифы и реальность

Царёв курган стоит, словно страж, почти у самого парадного входа главной улицы России. У его подножия река Сок впадает в Волгу, тут же раскинулся посёлок Волжский (Большая Царевщина), за селом шумит Царевщинский бор.

Между рекой Волгой и Царёвым курганом простираются небольшие озёра — старицы реки Волги. Место красивое, но густо населённое — всё застроено коттеджами и домами отдыха. На противоположном берегу красуются Жигулёвские горы, видна гора Верблюд. Белые скалистые выступы в горах — следы былых разработок строительного камня. Там уцелели несколько заброшенных штолен горы Верблюд — довольно глубоких и разветвлённых.
В конце 20-го века Царёв курган прекратили разрабатывать, а на его плато установили «Покаянный крест», у которого прихожане просят прощения за разрушение исторически памятного «царского» места, за осквернение православного храма в годы гонений на церковь, за невинные жертвы репрессий и т. п. Недалеко от церкви около часовенки бьёт родник (по другим данным — два целебных ключа).

Dmitry (Дмитрий Михайлов) — подготовка, размещение на сайте «Рыси»

Крест на Царевом кургане

В войну особенно ожесточенные бои ведутся за господствующие высоты. То же и в духовной брани. Вот почему, наверное, такая ожесточенная брань — и не с кем-нибудь, а с самой стихией — развернулась во время воздвижения Поклонного Креста. До последнего многих бороли сомнения: а будет ли оно, долгожданное воздвижение. Град, дождь, снег, пронизывающий ветер, черные тучи накрыли живописный поселок на въезде в Самару. Взлетит ли вертолет, поднимет ли — в такую непогодь — трехтонную громаду Креста?

Но как только мы подъехали к опытно-экспериментальному заводу, что в Большой Царевщине, вгляделись в простые обветренные лица рабочих, своими руками сваявших огромный пятнадцатиметровый Крест, увидели сияющие радостью лица благотворителей Андрея Лазарева и Олега Эрнезакса, взяли благословение у автора этой идеи — настоятеля Христо-Рождественской церкви села Большая Царевщина протоиерея Владимира Назарова,- мы поняли: воздвижение будет! И ничто не в силах его остановить.

Читать еще:  Как снять декоративную накладку с дверной ручки

И вдруг произошло чудо! Солнце прорезало плотную завесу туч, и голубизна синего неба пролилась на заводскую площадь, и вспыхнул золотом пока еще лежащий на земле Крест.

По Промыслу Божию одним из «распорядителей» воздвижения Креста являлся Кандид Георгиевич Кантария — родной племянник другого Кантарии, в мае сорок пятого совершившего иное воздвижение — Знамени Победы, вознесенного над поверженным рейхстагом. Ныне потомку прославленного воина довелось участвовать в вознесении ввысь Креста — символа победы над злобным врагом всего рода человеческого.

Заместитель Генерального директора холдинговой компании «ЭЛРос» Кандид Кантария перед началом молебна сказал в беседе с корреспондентом нашей газеты:

— Два года назад известные в Самаре доброхоты Андрей Лазарев и Олег Эрнезакс, узнав об идее отца Владимира установить крест на Царевом кургане, загорелись ею. И вот крест с Божией помощью изготовлен. Его вес — 2 тонны 760 килограммов. Для всех нас это символ победы добра над злом.

Водосвятный молебен возле Креста совершает Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Вспышки фотокамер, ласковое солнышко, дуновение радости. После молебна Владыка произнес проникновенные слова:

— Знаменательно, что в праздник Воздвижения Креста Господня на Царевом кургане устанавливается Крест — знамение освящения всякого входящего в наш город. Я думаю, что это будет благотворно влиять на умы и сердца самарцев. И пусть сегодняшний праздник станет для нас радостью спасения, чтобы мы, взирая на этот Крест и осеняя себя крестным знамением, ограждались от всех темных сил и треволнений. Не случайно в церковном самоопределении жизнь человека именуется как крест, как крестоношение. И дай Бог, чтобы каждый житель Самары достойно и праведно пронес свой крест, прославляя Бога.

А потом было воздвижение. Были волнующие мгновения, когда казалось: вертолет слишком мал для такой махины, просто не сможет оторвать Крест от земли. Нет — лопасти пропеллера закружились, рассекая воздух, рев мотора разнесся во все стороны, и лишь по движению губ стоящих рядом можно было догадаться о творимой молитве. Крест ожил и стал подниматься, и вот он плавно взмыл над землей — и повис в воздухе. Свершилось! А Крест, осеняя необозримую облачную ширь и плывущие внизу волжские дали, начал свой путь по небу к Цареву кургану. Вертолет и Крест под ним вскоре превратились в едва различимую точку на небосводе. И все же это было дивное, незабываемое зрелище!

Крест сделал круг над поселком, над Волгой и, наконец, завис над курганом. Там, на глазах у сотен православных, уже поднявшихся к вершине и еще взбиравшихся ввысь, и совершилось воздвижение — была взята господствующая высота над всем городом и над Волгой.

И разом все изменилось в тот миг. Мир стал другим, на мгновение преобразился. И люди под сенью Креста вдруг стали. братьями! Вот Генеральный директор АО «Самараэнерго» Владимир Аветисян обнимает Андрея Лазарева. Тут же молятся писатель Алексей Солоницын и директор школы Лидия Булкина. Радуется, глядя на Крест, Генеральный директор ОАО «Самаратрансгаз» Геннадий Звягин. И здесь же, в двух шагах, совершает крестное знамение архитектор и краевед Галина Рассохина. Люди, в обыденной жизни столь далекие друг от друга, на кургане оказались рядом. Общее чувство ликования, неземная легкость разлились на всех. И все мы стали вдруг, подобно апостолам в Пятидесятницу, словно исполненные пьянящей радости, для мира сего не понятной.

Андрей Лазарев сказал в беседе с корреспондентом:

— Все светлые праздники я молил Господа о том, чтобы мне сподобиться участвовать в воздвижении Креста на Царевом кургане. И я думаю, что этот Крест, осеняя воздухи и воды, которые овевают наш город, будет окормлять Самару, потому что уже и сами ветер и вода, осененные Крестом, станут благодатными стихиями. Для меня это большой праздник, как и для всех православных христиан нашей губернии.

И как-то вдруг открылось нечто остававшееся доселе где-то в непостижимой глубине: а ведь недаром Крест установлен на Царевом кургане и именно в эти дни, после свершившейся наконец канонизации Царственных Мучеников! Где же и быть Кресту, венчающему символ царской власти — державу! И это борение стихий, развернувшееся ужасающим театром у всех нас на глазах, отнюдь не было обычной прихотью природы.

Старожилы этих мест рассказали нам, что на горе, неподалеку от установленного ныне Креста, была пещера, в которой жил монах-отшельник. Здесь он молился за весь наш край. Видимо, и его молитвами вознесся Крест над Волгой в этом месте.

А стихии, уже и до этого укрощенные, окончательно присмирели, столкнувшись с благодатной силой Святой Православной веры, с великой тайной всепобеждающего Креста. Антон Жоголев 06.10.2000

Ну что же, дело Божие. Давно не был я в Царевщине. Надеюсь, что и сам курган облагообразили, и оживленную трассу от храма отодвинули.

Приходилось читать журнал, который издавался под руководством уважаемого автора этой статьи. Очень сильный журнал. Сдается мне, один из лучших православных журналов.

С удивлением встретился на этой странице со старинным знакомцем, Кандидом Кантария. Когда-то вместе учились.

А жив ли и здрав Лазарев Евгений Васильевич? Хочется надеяться, что он также повернулся лицом к храму.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector