Крест на царевом кургане
Крест на царевом кургане
1907 — В Самаре в концертном зале «Аквариум» прошел пер.
1987 — Был вынесен приговор по уголовному делу о хищени.
Ещё события 23 Апреля
Современный вид Царева кургана и поселка Волжский
Эта гора-останец, которая до строительства Куйбышевской ГЭС имела вид правильного купола, располагается на левой стороне Волги неподалеку от Жигулевских ворот (ныне это территория Красноярского района). У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский (бывшее село Большая Царевщина), а за поселком шумит сосновый Царевщинский бор.
В старину курган именовали не иначе как «страж парадного входа главной улицы России».
Первые сведения о Царевом кургане находим в книге секретаря голштинского посольства Адама Олеария, который посетил эти места в 1636 году во время путешествия по Волге из Москвы в Персию.
В 1768 году академику Ивану Лепехину местные крестьяне рассказывали, что курган соорудил сам Стенька Разин, и во многих случаях он служил ему защитой и опорой.
В настоящее время у подножия Царева кургана стоит величественная церковь, а на его вершине красуется золоченый крест, хорошо видимый всем путешественникам. С вершины кургана открывается прекрасный вид на Волгу, на лежащее на ее противоположной стороне село Ширяево и на две горы – левобережную Тип-Тяв и правобережную Серную. Вместе они составляют одну из главных природных достопримечательностей нашего края – Жигулевские ворота.
Царев курган смог бы также припомнить множество исторических событий. Кочевые племена несметными полчищами проходили у его подножия. С вершины кургана Петр I осматривал здешние места. Помнит курган казацкую вольницу и волжских бурлаков, первые колесные пароходы и революционные сходки. С ним связаны имена таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как Тарас Шевченко, Максим Горький, Илья Репин, Александр Ширяевец. В мае 1890 года на вершину Царева кургана поднимался молодой студент Владимир Ульянов, который в то время жил в Самаре и готовился сдавать экстерном экзамены в Санкт-Петрбургский университет.
Пожалуй, ни с одной нашей природной достопримечательностью не связано столько легенд и народных преданий, как с Царевым курганом. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задуматься: не человеком ли создано это дивное сооружение?
Первые сведения о Царевом кургане находим в книге секретаря голштинского посольства Адама Олеария, который посетил эти места в 1636 году во время путешествия по Волге из Москвы в Персию. В его книге, где рассказывается об этом путешествии, есть такие строки: «… Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую, голую, песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине и называемую русскими Царев курган. Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семи татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и оттого образовалась гора».
По еще одной легенде, курган – дело армии Тамерлана. Перед решающим сражением Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на это место по одному камню.
Геологическая наука уже давно установила, что Царев курган – это осколок бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделенный от него водами Волги и Сока.
Голландский путешественник Ян Стрейс, проплывший через Среднее Поволжье в 1669 году, в своей книге приводит другое предание. По его записям, славянскими дружинами в этом месте было разбито бесчисленное войско кочевых монголо-татарских племен, которые пришли на Волгу, чтобы овладеть Русью. Кости уничтоженной орды и образовали Царев курган.
Проезжавшему по нашему краю в 1768 году с отрядом Оренбургской физической экспедиции академику Ивану Лепехину местные крестьяне рассказывали, что курган соорудил сам Стенька Разин, и во многих случаях он служил ему защитой и опорой.
Наконец, существует еще один вариант той же легенды, который гласит, что Царев курган у подножия Сокольих гор появился незадолго до битвы, происшедшей на Кондурче в 1391 году между войсками самаркандского эмира Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша. Перед решающим сражением Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на это место по одному камню. И настолько велика оказалась его армия, что из отдельных камней в результате сложилась величественная гора.
Христорождественская церковь у Царева кургана
Но легенды – это всего лишь народное творчество. Нет, вовсе не человек, а природа смогла себе позволить создать такое яркое произведение. Геологическая наука уже давно установила, что Царев курган – это осколок бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделенный от него водами Волги и Сока. Эта скала – оригинальный кусочек горных пород каменноугольной системы, уцелевший от размыва этими реками. По минеральному составу и по характеру встречающихся в нем органических остатков курган совершенно однороден с массивами Сокольих и Жигулевских гор, отличаясь от последних только обратным наклоном пластов.
Эти слои каменноугольной системы возникли около 300 миллионов лет назад. Они говорят о том, что породы, из которых сложен Царев курган (а также Жигулевские и Сокольи горы), в те времена принадлежали дну обширного и глубокого моря. Здесь можно видеть многочисленные горные слои с окаменевшими остатками давно исчезнувших видов беспозвоночных животных – морских лилий, морских ежей, мшанок, плеченогих, моллюсков и других. Все это – неоспоримые свидетельства громадного возраста здешних геологических обнажений, которые являются одними из самых древних на всей территории европейской части России.
Казалось бы, огромное историческое и научное значение Царева кургана должно подразумевать бережное отношение к этому уникальному памятнику природы. Однако сейчас уже мало кто помнит, что еще в середине прошлого столетия высота его купола составляла около восьмидесяти метров. А в результате непродуманного решения советских властей в начале 50-х годов ХХ века, в период строительства Куйбышевской ГЭС, курган был использован как месторождение строительного камня и лишился своей верхушки. С того времени он имеет лишь половину прежней высоты. Вот так в результате безграмотной, экологически необоснованной хозяйственной деятельности гора утратила былое величие.
Еще в советские времена были предложены различные варианты восстановления Царева кургана. Однако, по мнению специалистов, этот памятник природы воссоздать в прежнем виде ныне вряд ли возможно.
Царев курган — место, которое нужно посетить обязательно
Автор: Фото · Опубликовано 06.08.2012 · Обновлено 19.12.2016
Во-первых, с его вершины открывается роскошная панорама на реки Волгу и Сок, на Жигулевские горы и так называемые Жигулевские ворота.
Во-вторых, именно сейчас (в смысле, в последние годы) историки стали всерьез заниматься изысканиями, пытаясь прояснить, насколько правы многочисленные легенды, окутывающие это место. Так что, любой желающий может прикоснуться «к живой истории, творящейся прямо у нас на глазах».
В-третьих, даже если историки и опровергнут легенды про Тамерлана и прочих царей, то, побывав на вершине кургана, вы все равно не будете чувствовать себя обманутыми. Там действительно красиво.
И, наконец, в-четвертых! Господа автолюбители, хватит уже пролетать на машине мимо этого замечательного места, торопясь по своим важным делам. Остановитесь на часок, поднимитесь на вершину.
1. Царев курган находится недалеко от места впадения Сока в Волгу, с северной стороны поселка Волжского, рядом со «старой» дорогой между Тольятти и Самарой. Вид с вершины кургана в сторону Самары.
Курган является ценнейшим историческим памятником. На его вершину (по данным разных исследователей) поднимался Тимур (Тамерлан), Степан Разин и Ермак Тимофеевич. Любовались красотой здешних мест царь Петр I и императрица Екатерина II.
По одной из легенд, название Царев курган получил из-за того, что с древних времен считался священным местом, подниматься на которое могли только цари. Величавым видом с кургана на Жигулевские и Сокольи горы восхищались в своих произведениях самарский поэт Абрамов (Ширяевец), Тарас Шевченко, Максим Горький, Илья Репин.
2.
Первые письменные упоминания о Царевом кургане находятся в книге заморского посла герцога Адама Олеария в 1634 году. Он рассказывает легенду, которую услышал во время путешествия по Поволжью. По легенде, под курганом погребен князь Мамаон, который с семью царями плыл по Волге вверх и хотел покорить Русь, но умер и был погребен здесь. Воины, которых у царя было несметное количество, носили на его могилу землю шапками и щитами, и от того образовалась гора. Исходя из этой легенды, название кургана трактуют как место захоронения царя.
Однако, версию эту стоит признать историческим анекдотом, так как курган совершенно естественного происхождения, никаких булыжников и шапками накиданной земли. Карьер на вершине, в котором добывали известняк, подтверждает это.
3.
У подножия кургана находится Святой источник, над которым выстроена часовня. От часовни начинается дорога, по которой можно подняться на вершину, где установлен поклонный крест. Именно этот крест прекрасно видно с дороги. особенно в хорошую погоду, когда он ярко сверкает на солнце.
4.
5.
6.
C вершины открывается вид на долину реки Сок и противоположный берег Волги. Первоначальная высота кургана составляла 170 м. Но в советские времена курган лишился вершины, так как на нем стали добывать камень. Фактически, от кургана сегодня осталась только высокая стена, обращенная к поселку Волжский и к «старой» дороге. А на месте сердцевины — заброшенная чаша карьера, засаженная березами.
7.
8.
9.
В святом источнике народ набирает воду и купается в купальне. Рядом есть даже кабинки для переодевания. Вода родниковая — холодная в любую жару.
10.
11.
Понравилось, как элегантно решена проблема с вандалами, оскверняющими памятники. Оказалось, что душа у них тоже есть — писать на подножии поклонного креста боятся.
PS: У подножия кургана около «старой» дороги стоит Церковь Рождества Христова, восстановленная в конце XX века и ныне действующая.
Царёв курган, мифы и реальность
Царёв курган стоит, словно страж, почти у самого парадного входа главной улицы России. У его подножия река Сок впадает в Волгу, тут же раскинулся посёлок Волжский (Большая Царевщина), за селом шумит Царевщинский бор.