Как сделать плавное включение света в авто
Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?
Часто водители спрашивают, как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар. Такое переключение не только придает автомобилю более интересный внешний вид, меньше воздействует на зрение, но и увеличивает срок службы галогеновых лампочек. Для создания такого эффекта необходимо добиться плавного затухания нити накала. Это является довольно распространенным видом тюнинга оптики. При этом, он не вызывает никаких проблем с работниками ГИБДД, что немаловажно в свете все более увеличивающихся штрафов. Итак, рассмотрим, каким образом достигается этот эффект, и нужно ли тратить на это свое время.
Содержание
Что дает?
Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно. Основной функцией такой приблуды является защита лампочки от перегорания. Для большего понимания ситуации, рассмотрим ее с точки зрения физики. Все знают закон Ома, ну или догадываются о его существовании. Исходя из этого правила, следует, что сила тока всегда обратно пропорциональна сопротивлению. Формулу I=U/R, в школе видели, пожалуй, все. Нить накала автомобильной лампочки в холодном состоянии имеет сопротивление в 10-12 раз выше, чем разогретая. При подаче на нее напряжения и мощности сила тока соответственно также увеличивается в такое же количество раз. У стандартной лампы в 55 Вт, этот показатель может достигать 60 Ампер.
Правда, держится такая сила тока недолго, только до разогрева спирали, после чего происходит снижение силы тока до нормальных показателей. Лампочки рассчитаны на такое повышение, и по идее ничего страшного происходить не должно. Но, все знают способность ламп накаливания перегорать именно при включении. Все дело в неравномерности износа спирали. При эксплуатации некоторые участки по разным причинам испаряются быстрее, истончившаяся спираль становится более чувствительна к повышению силы тока и перегорает.
Плавное переключение света не дает с самого начала максимальную мощность, что не позволяет силе тока увеличиться до опасных пределов. Таким образом, удается значительно увеличить срок службы галогенок (см. статью «Что лучше ксенон или галоген»). Особенно это актуально для ламп «белого света», имеющих меньший ресурс.
Способы решения задачи
Для устранения проблемы достаточно снизить мощность, которая рассеивается при запуске. Для этого необходимо уменьшить силу тока в этой цепи. Существует несколько способов решения задачи:
- Достаточно мощный полевой транзистор, имеющий конденсатор на затворе. Транзистор изначально пропускает малое количество тока. При этом, у него постепенно заряжается конденсатор, открывая затвор. При полностью заряженном конденсаторе мощность целиком проходит на лампу, что позволяет не использовать реле. Недостатком схемы можно считать необходимость отвода большого количества тепла;
- Аналогично работает схема с NTS термистором и реле. В случае с автомобилем лучше использовать термистор на 2-5 Ом. Его подключают последовательно к лампе. При этом он рассеивает часть мощности. Постепенно нагреваясь, термистор снижает сопротивление. Мощность на лампочке растет, когда этот показатель достигнет определенного уровня реле, подключенное параллельно с лампой отключает термистор от цепи, обеспечивая лампе максимальное напряжение;
- Широтно-импульсная модуляция. В отличие от описанных выше, при этом способе не ограничивается ток, что снижает рассеиваемую мощность. Это позволяет снизить необходимость в охлаждении. В схеме используется полевой транзистор. Через него напряжение подается на лампочку не постоянно, а с импульсами по несколько микросекунд. Благодаря этому, спираль нагревается равномерно. И происходит постепенное включение фар.
Вариант изготовления
Для начала вам понадобится старое реле или шунт-перемычка от вашего автомобиля. На него легко устанавливается любая плата. После чего подготавливается плата. Для этого вам понадобится создать принципиальную схему. Это делается в любой из доступных программ. В итоге на плате размещается микроконтроллер A Ttiny13A. Помимо этого, имеется пара диодов, которые обеспечивают минус. Также в схеме используется один полевой транзистор с максимальным сопротивлением 6,8 мОм.
Не забывайте, что он греется в процессе работы. Поэтому, его нужно размещать как можно ближе к ножке, которая будет выполнять функцию радиатора. Все детали небольшие по размеру, поэтому необходимо очень аккуратно обращаться с паяльником при пайке.
Заключение. Многие автолюбители увлекаются различным тюнингом световых приборов. В некоторых случаях это конструктивные изменения, позволяющие продлить срок службы ламп. К такому варианту относится способ, как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар. С помощью простой схемы, можно значительно продлить срок службы галогеновых ламп вашего автомобиля.
Тюнинг ВАЗ 2109
В этой статье будет рассмотрена достаточно оригинальная идея по тюнингу, а именно реализация функции плавного включения и выключения ближнего света фар. Удобство этой доработки заключается в том, что схема управления светом размещается в корпусе стандартного реле включения ближнего света, и если что-то не устроит, все можно быстро вернуть обратно, просто установив стандартное реле.
Схема управления. Справа указаны номера контактов стандартного реле, к которым подключается эта схема, размещаемая внутри корпуса реле.
Для размещения схемы в корпусе реле необходимо использовать SMD детали, кроме транзистора. Схема, собранная на обычных деталях не будет столь компактной.
Корпус взят примерно от такого реле, его начинка была вынута, оставлена только алюминиевая планка на которой был закреплен электромагнит. Она будет использована для установки транзистора. Эта планка также будет являться радиатором транзистора. К ней прикручиваем еще одну пластину для улучшения отвода тепла от транзистора, так как он в процессе розжига и затухания ламп ближнего света ощутимо греется. Все места соприкосновения пластин необходимо промазать термопастой для более эффективного отвода тепла он нашего радиатора.
Далее изготавливается плата для монтажа деталей.
Вот так выглядит плата с размещенными на ней деталями. Плата припаяна к ножке реле.
На плате с обратной стороны размещен светодиод, он служит индикатором включения ближнего света.
Так выглядит наше устройство для плавного включения и выключения ближнего света фар, собранное в корпусе стандартного автомобильного реле.
Собираем корпус реле. Сверху можно наклеить этикетку, нарисованную в любом графическом редакторе на компьютере и распечатанную на принтере.
Устанавливаем это устройство в блок предохранителей вместо стандартного реле включения ближнего света, на его штатное место.
При установке данного устройства ближний свет автомобиля разгорается до полной мощности примерно за 2 секунды. При выключении ближнего света он горит ещё примерно секунд десять после нажатия на кнопку выключения, и затем плавно гаснет.
При работе ближнего света на автомобиле транзистор в нашем устройстве греется едва заметно, он слегка теплый. Интенсивный нагрев транзистора происходит только в моменты розжига и затухания ближнего света фар при его включении и выключении.
Простая схема продления ресурса ламп накаливания
- Инна Ахматова 3 лет назад Просмотров:
1 С помощью специальных устройств можно добиться плавного погасания или загорания ламп накаливания в автомобиле Данную функцию можно использовать в разных целях, например для экономии ресурса галогенных ламп или просто для красоты. Рассмотрим, каким образом можно сделать плавное включение ламп накаливания своими руками..
2 Для продления ресурса ламп в промышленных условиях применяют системы плавного пуска. Представленная схема является самой простой. Здесь в разрыв существующей цепи питания ламп ставятся реле и резистор. Обмотка реле питается параллельно лампе. Как это работает: после включения фар, они зажигаются тускло, как габариты и примерно через полсекунды включаются на полную мощность. В таком режиме зажигания лампы будут жить гораздо больше, особенно перекалки (+50, +90 и т.п.). Потребуется: 1. Реле (на каждую лампу) — Реле можно использовать любые 12-ти вольтовое на ток более 5А, можно и автомобильные. 2. Резистор (номиналом 0,1-0,5 Ом) — подбирается индивидуально под характеристики реле, так чтобы реле срабатывало при максимально возможном значении сопротивления. Резистор нужно использовать мощный керамический около 5 Ватт. Размещение: две релюшки можно установить где угодно (например, под капотом возле фар или в блоке предохранителей). Плавное включение ближнего света Потребуется: 1. Резисторы (R1=2к, R2=36k, R3=0.22, R4=180, R5=2.7k, R6=1M, R7=2,7k) 2. Конденсаторы (C1=100n, C2=22x25B, C3=1500p,C4=22x50B,C5=2мкф) 3. Микросхема MC34063A (МС34063А можно заменить на КР1156ЕУ5) 4. Полевой транзистор IRF1405. (Полевик можно использовать любой N канальный с похожими параметрами (IRF3205, IRF3808, IRFP4004, IRFP3206, IRFP3077)) 5. Дроссель 100мкГн, лучше использовать на ток не менее 500мА, ниже нет смысла преобразователь (ШИМ) начинает работать не стабильно. Это проявляется нагревом микросхемы и выхода из строя. 6. Светодиоды (любые). 7. Диоды 1N5819 (можно взять Блока питания ПК) Схема устройства плавного включения ламп: 2 / 16
3 Если К Для примеру, стабилизатора нужномикросхему увеличить могут или можно подойти уменьшить взять почти извремя автомобильной все детали. розжига ламп, зарядки то подбирается для сотовогос5 телефона. и R6. Печатка: Окончательный вид собранного устройства плавного зажигания ламп Корпус готового блока может быть любой, все зависит от Вашей фантазии. 3 / 16
4 Схема подключение устройства в автомобиль: Для В Так
6
7 Вытащив реле ближнего света (напомню К4) цепляем на него «удлинитель» на все контакты, кроме 87. Для удобства можно скрепить «удлинитель» стяжками. Справа масса (зелёный провод — в блок предохранителей) Вставляем конец «удлинителя» в блок предохранителей наместо реле. 7 / 16
8 На другой конец — соответственно реле, которое вытаскивали ранее. В реле на 87-ю «ногу» предохранителей Окончательный 87. вариант вставляем одеваем собранной разъем разъем конструкции. «папа» «мама» (Выход от БПР — Галоген), (вход +12В), где адолжна в блок быть «нога» Массу контакт Вытаскиваем «тройник» Чтобы для реле (масса удобно 4.с от защелкой. провод -12 БПР. закрепить В) берем (черный) реле от куда внутри из колодки, удобнее блокавместо (например, предохранителей, него свставляем колодки можно Ш2 заготовленный монтажного купить колодку блока — И закрепить на задней стенке монтажного блока. 8 / 16
9 Каждый Схема подключения: контакт изолируем (термоусадками, гофрами) Плавное включение и выключение ближнего света Схема первого вариант немного доработана. (подключение происходит на место штатного реле и добавлена функция плавного гашения) Из схемы видно, что убран диод параллельный резистору 1МОм. Подведено отдельно питание на полевой транзистор. При подключении необходимо убедится что: — 86м контакте сидит «масса» — 85м контакте +12в при включении ближнего света — 30м контакте +12в появляется при включении зажигании ну или там постоянно 12в В блоке предохранителей меняется только одно реле. Просто с плочка выносные провода с папами и подключаются в гнездо вместо реле.
10 Плавное включения противотуманных фар Понадобится: 1. Разъемы «мама» и «папа» 2. Фишки Обрезаем «хвосты» от БПР, монтируем разъемы и надеваем пластиковые фишки. Переворачиваем блок предохранителей (нам интересны колодки 1 и 2) Вынимаем с колодки 1 — провод 5 (у меня по схеме цвета не сошлись, аккуратнее) 10 / 16
11 а с колодки 2 провод 4 Подключаем БПР по схеме Блок я разместил сторонний скотч иоколо притянул блока одной предохранителей стяжкой. (справа от него). Приклеил на 2-х 11 / 16
12
13 Готовые варианты плавного включения/выключения ламп накаливания Для тех, кто не дружит с паяльником, а сильно хочется поставить себе устройство плавного розжига есть готовые варианты решений. Вот некоторые из них: Дневные ходовые огни (ДХО, DRL) «СиличЪ-Эклипс» Преимущества СиличЪ-Эклипс: 1. Обеспечение удобства эксплуатации — автовключение ближнего света 2. Экономия ресурса галогенных ламп — за счет плавного включения и выключения ламп 3. Экономия топлива — лампы горят на 30% от нормы Устройство универсальное и в зависимости от марки автомобиля схема подключения ДХО «СиличЪ-ЭклипсВ» разная. 13 / 16
14 Устройство плавного включения ламп накаливания от ООО «Шепро». Подробное описание устройства плавного включения ламп накаливания 500ВТ. 14 / 16
15 Контроллеры задержки и плавного включения-выключения салонного света (autodimmer) LD-01 — для ламп мощностью до 8 Вт. LD-02 — для ламп мощностью до 30Вт, LD-03 — до 50Вт. LD-03 — имеет дополнительные возможности. 15 / 16